От всей души поздравляю Газия Кушуковича Чемсо с 65-летним юбилеем!
Адыги в нашей стране и далеко за ее пределами ценят Вас за беззаветное подвижническое служение делу адыгов, за неустанный труд на пути адыгагъа. Желаю творческих успехов, здоровья, благополучия во всем!
Жизнь преподносит сюрпризы и одним из таких красивых подарков судьбы стала встреча с Газием Чемсо. Хочу отметить, что семья Чемсо уникальная. Все три брата – Газий, Хазрет, Аюб и три сестры Сулиет, Света, Римма живут в соответствии с Адыгэ Хабзэ. Они отдают свою душу, время и финансовые средства делу адыгов, образно говоря, постоянно находятся на тропе адыгагъэ. Газий один из активных участников акции переселения адыгов из Косово, Аюб в составе кабардинских добровольцев воевал за свободу и независимость Абхазии, получил боевые награды. Хазрет сделал очень много по организации массовой поддержки правого дела братского абхазского народа.
Благодаря таким людям, как Хазрет, в Панахесе и соседних аулах обустроено более 30 семей адыгов из Сирии с численностью порядка 140 человек, 25 детей пошли в школы и садики, более 10 поступили в учебные заведения Адыгеи и города Краснодара, четверо создали семьи. Все трудоспособные мужчины, немало женщин трудоустроены, в ауле Панахес организованы курсы русского языка.
За братьями стоят самые надежные и верные люди – сестры, которые на своих плечах и через свою душу пропускают все, через что приходится пройти братьям. Хочется отметить жену Газия – Аллу и дочерей – Бэллу и Асю, которые своим душевным теплом и любовью вдохновляют супруга и отца на нелегкие дела.
В процессе общения с Газием и его младшим братом Аюбом я прочувствовала, что восприятие людей и жизни в этой семье очень мягкое, нежное, доходящее до хрупкости. Газий относится с большой любовью и теплотой к своему народу, ему важно, чтобы адыги имели будущее как народ, чтобы они не потеряли себя, не утратили свой язык, лучшие традиции. Он любит повторять высказывание художника с мировым именем Михаила Шемякина-Карданова, с которым лично знаком: «Я хочу, чтобы люди мира знали, что есть такая страна – Черкесия».
Газий Чемсо рассказывает про свой род: «Род Чемсо (Чэмышъо) принадлежит к адыгам-шапсугам. Первое письменное упоминание о нашем роде в форме Дчемфе-р относится к 30-м годам 19 века. По преданию род Чемсо восходит к роду Ачегу – Ак1э1у. Род Чемсо до переселения на равнину жил на реке Абин, что находится в 70-80 км от Краснодара в юго-западном направлении. Видимо часть рода жила в верховьях реки Аше, о чем свидетельствует топоним «Чэмышъомэ яхэп1эжъ» (старая усадьба – место жительство Чемсо). В песнях и рассказах о борьбе Черкесии за свободу и независимость воспевается имена трех героев из рода Чемсо – Исмаила, Хапука и Смеля. В настоящее время представители рода проживают в аулах Хаштук, Афипсип, Панахес, расположенных в 20-25 км юго-западнее г. Краснодара в Тахтамукайском районе Республики Адыгея, в ауле Пшичо Шовгеновского района, в 60 км от Майкопа в северном направлении, в городах Майкопе, Ставрополе, Тольятти, а также в Турции (Анкаре, Инегеле, Дюздже, Самсуне), в Израиле (Кфар-Кама), Сирии (Мардж-Султан), в США (штат Нью-Джерси).
Аюб Чемсо в книге «Гривенно-Черкесская станица» в главе «Бумажная пуля» поведал одну знаменательную историю про своего предка: «…в октябре 1892 года десятка два семей из числа бывших жителей станицы Гривенно-Черкесской расположились на окраине аула Панахес. Сделали привал (кугъолъ), стали ждать дня, когда соберутся жители аула и вынесут решение об их принятии в свои ряды или об отказе в этом. Отправили более смышленных мужиков, как говорится в разведку, чтобы узнать у наиболее влиятельных лиц их позицию в данном вопросе. Выявили двух авторитетных мужчин – Зачерия Хагура и Куйжия Чемсо. Узнали, что оба категорически против принятия гривенцев, что с ними разговаривать на предмет изменения их позиции не имеет смысла, особенно с К. Х. Чемсо. Утром, выйдя из дома, чтобы пойти на сход, Куйжий напротив своего дома увидел лежащего под забором мужчину. Подойдя поближе, он узнал в нем Зачерия Хагура. На вопрос, зачем он лежит, тот ответил: «О, Куйжий, что мне делать? гривенцы ранили меня. Бумажные пули прошлись по всему моему телу и застряли во внутреннем кармане. Вот, смотри». И, расстегнув шубу, он показал деньги. Куйжий серьезно обругал незадачливого Зачерия и сказал ему, что с продажным человеком ему нечего делать на собрании. И в тот же день, когда решалась судьба гривенцев, Куйжия не было на сходе». Потомки Куйжия Чемсо унаследовали его принципиальность, твердость характера, неподкупность и верность истине, стремление действовать на благо общества, народа. Не случайно отрасль Чемсо, к которому относится Газий, и сегодня аульчане называют «Къуйжъыекъохэр». И Газий в детстве, как рассказывают, на вопрос чей же он сын, отвечал: «Къуйжъые сырик1ал», т. е. «Куйжия сын».
Меня поразил до глубины души ответ Газия Чемсо на вопрос: «О чем Вы мечтали с детства?».
«Мне часто снятся горы, - говорит Газий, - то обнаруживаю, что мой аул находится в горах - в такие минуты я испытываю такую гармонию души и тела, что не хочется выходить из сна – то завидую тем, кто живет в горах. У меня такое ощущение, что, покидая горы, мои предки оставили в них свои души. Я чувствую каждой клеткой тела, всеми фибрами души, что «в горах мое сердце». Мне нравится это выражение, которое я заимствовал у писателя и драматурга Уильяма Сарояна. Как трудно жить, когда душа и тело врозь! Каково сотням тысяч и миллионам адыгов, удаленным от родных гор тысячами километров да несколькими государственными границами?! Не знаю, когда и в каком возрасте начал я думать об этих серьезных вещах. Мне кажется, что я живу с этими думами всю жизнь. Просто, они меня никогда не покидают, они меня преследуют. С молодости я мечтал не о том, чтобы стать хорошим учителем, или агрономом, или врачом; я хотел что-то хорошее сделать для своего народа. И поручение первого президента Республики Адыгея Аслана Алиевича Джаримова быть его представителем в Федеральной «команде» по переселению наших соотечественников из опаленного войной Косово в Адыгею, я воспринял как подарок судьбы».
Газий вспоминает: «Мама очень тепло относилась к роду Чемсо. Урожденная Мамхо (Мамхыгъ), из 90 лет, прожитых ей, 70 она провела среди Чемсо, родив и воспитав шестерых детей - слава Богу, все они живы. Кто бы к нам не приходил, не хотел уходить из нашего дома. Несмотря на тесноту, другие неудобства быта, она часто приглашала тетушек моего отца, и они неделями жили у нас, окруженные вниманием и заботой. И всем было хорошо и комфортно. Потому что любили и уважали друг друга. А последние два десятилетия зачастили к нам однофамильцы из-за рубежа. И к ним моя мать относилась очень душевно, как к своим детям и внукам, она провожала их со слезами на глазах, призывая вернуться навсегда».
Кушук Умарович Чемсо
Газий Чемсо с большой любовью и теплотой вспоминает об отце: «Отец рано осиротел, вернулся с войны на пепелище - дом был сожжен. Может быть от того, что родителей потерял рано, он с такой безмерной любовью относился к нам, что мама иногда даже вынуждена была его стыдить. Но, несмотря на эмоционально окрашенные теплые отношения между ним и детьми, он был требователен к ним. Отец акцентировал внимание на то, что человек не должен жить только своими интересами. Его должны заботить интересы родственников, соседей, общества, в котором живет. Он считал, что для адыгского мужчины приоритетом должны быть проблемы народа, и часто повторял: «Уилъэпкъ фапш1эрэр ш1эгъэ пстэуми анахь лъап1» - «То, что ты делаешь для своего народа, самое ценное из твоих дел».
Хочется отметить, что Газий со своей супругой Аллой передали своим дочерям все, чему научили их старшие. Встречи и беседы с Бэллой и Асей оставили у меня самые приятные впечатления. Они истинные дочери своего отца. Владеют хорошим адыгским языком, читают и пишут на нем, знают лучше многих взрослых мужчин историю и культуру своего народа, относятся к ним трепетно, с любовью.
Газий, Алла и Бэлла Чемсо
А с Асей, младшей дочерью, вряд ли кто может состязаться по знанию истории своего рода.
Газий Чемсо координирует работу по сооружению памятника народному герою, одному из легендарных организаторов массового сопротивления адыгов в период их борьбы за свободу и независимость родины Кизбечу Шеретлуко-Щэрэл1ыкъо Тыгъужъыкъо Къызбэч в а. Афипсип, инициатором которого является группа видных ученых и общественных деятелей Адыгеи.
0 | 25543 | поделиться |
Оставьте комментарий!