12 УЧЕНИКОВ СОКУРОВА. ВЛАДИМИР БИТОКОВ
На небосклоне мирового кинематографа одна за другой зажигаются новые имена и звезды. Бесконечный живой процесс, за которым скрыты тяжкий труд, тоска художника, радость побед и горечь разочарований. Так ли легок и блестящ этот путь? От первых попыток отрефлексировать свое желание "снимать" до осознанного "я - режиссер".
Выпускник режиссерской мастерской Александра Сокурова в Нальчике Владимир Битоков остался в родных краях, снимает дебютный полный метр. А пять лет учебы у своего мастера считает одним из самых главных событий в жизни: "Мы всё ломали и создавали себя заново". Ломать и создавать заново, отрицать себя вчерашнего, чтобы сегодня стать глубже, говорить об еще более важном, вырасти - замкнутый круг в котором живет любой серьезный художник.
И творит, конечно.
Кино как способ показать свой взгляд на вещи
— Однажды ехал в такси, а по местному радио сообщение: «Студент Александра Сокурова получил грант от Министерства культуры на съемки полнометражного фильма на Северном Кавказе». Понятное дело, водитель решил по этому поводу высказаться, тем более, что названная сумма гранта была внушительной.
«Мне бы дали столько денег, я бы такой фильм снял, все бы ахнули.
Если про мою жизнь фильм снять - Оскара дадут».
Я немного литературализирую его высказывание, говорил он куда более эмоционально и богато. И это знаковое высказывание, потому что многие, очень многие, уверены, что их жизнь – лучшая история для драматического фильма, заслуживающая непременно пристального внимания. И в подавляющем большинстве случаев это именно так. Вот только если взглянуть с другого угла.
Тот самый водитель, например, сетовал на несчастную жизнь с женой. «Денег нет, она пилит, ругаемся, домой не хочу ехать» и так до бесконечности. Стандартная вполне история, которая снята тысячу раз и надо сказать мало интересная в его контексте. Если снять именно его историю - получится бесконечная тягомотина страданий и несчастий, под грустную музыку и что-нибудь еще в этом роде. Проще говоря, скука! Но если посмотреть не на то, ЧТО происходит с человеком, а на то, КАК это происходит именно у этого человека, каким образом это меняет или не меняет его характер, делает ли он что-нибудь для преодоления проблемы... Вот такой ракурс мог бы быть интересным, если есть интересный характер.
Мастер и ученик. Александр Сокуров и Владимир Битоков |
Я не смотрю на свою жизнь, как режиссер. Не ищу в собственной истории материал для фильма. То есть фильмы, которые я планирую и хочу снять, никак не основываются на моей жизни или событиях, через которые я прошел. Фильм – не исповедь. Тем более, в мировой литературе бесконечное количество характеров, которые много интереснее меня. Достаточно уже того, что я в фильме показываю свой взгляд на вещи.
О себе
— Не знаю, стоит ли говорить о моей биографии – она вполне себе обычна. После школы поступил на филологический факультет, никакого интереса к обучению не испытывал, бросал несколько раз, предпринимал несколько попыток уехать и из республики, и из страны, но каждый раз возвращался в Нальчик – это мой город, меня к нему тянет, где бы я ни был.
Совершенно случайно узнал о Мастерской Александра Николаевича Сокурова. Решил поступать. На деле все оказалось, к счастью, иначе, чем я думал.
Удивительные, уникальные педагоги, преподаватели, сложные, но невероятно интересные и, с точки зрения становления, главные пять лет в моей жизни.
Мы все ломали и создавали себя заново. И это прекрасно!
Живу и работаю в Нальчике. Тут мой дом. Никаких мыслей по поводу переезда не возникает, не вижу в этом пока смысла. Хотя, конечно, с этим возникает много проблем, потому что для создания кино в республике нет ничего. Нет специалистов, техники, профессиональных студий. Нет в целом заинтересованности в создании большого кинематографического процесса в республике.
А нужен ли эксперимент?
— Мне кажется, любой новый режиссер сам по себе – это и новые идеи и новые эксперименты. Современное искусство старается как можно больше эпатировать, играет иногда на, а чаще за гранью. Но, говоря о кино, я не склонен верить, что подобные эксперименты важны, и вообще нужны.
Мне кажется, что вникнуть в суть простой человеческой проблемы много важнее, чем искать какой-то новый язык в кино. Фильмы, которые шокируют людей своими техническими характеристиками, устаревают очень быстро. Долго живут фильмы о людях. А технически их можно делать очень просто, важны здесь в первую очередь характеры персонажей, а не спецэффекты или что-то еще.
Конечно, тут важно понимать, что кино, как аттракцион, как развлечение, не ставит перед собой задач поиска ответов на какие-то вопросы. Главная цель тут – удивить, шокировать, развлечь. И конечно, такое кино постоянно обращается к спецэффектам, технике, графике. Но это такие сезонные вещи, о которых вы уже не вспомните через неделю, потому что через неделю выйдет новый фильм, который уже обошел предыдущий по спецэффектам. В этом смысле, я не стараюсь найти какой-то новый технический метод, мне гораздо более интересны человеческие проблемы. Я, разумеется, не ставлю себя на роль знающего все ответы на сложные вопросы, я также ищу эти ответы, просто мой способ поиска – фильм.
"Птенцы гнезда Сокурова": Гаджимурад Эфендиев, Владимир Битоков и Кантемир Балагов |
Современное кино весьма разнообразно и оценить его как-то одним словом сложно. Меня пугает один только факт – слишком сам инструмент стал доступен.
Сейчас любой мобильный телефон дает неплохого качества видео, любой может снять фильм. Это плохо. Кино – очень мощный инструмент, безответственное отношение к нему может привести к печальным последствиям.
Благодаря бесконечному количеству боевиков, современный человек привык к крови, к насилию. Это уже не считается чем-то из ряда вон выходящим. Александр Николаевич привил нас от подобного, от эстетизации насилия. Это важно. Человеческая жизнь бесценна, современные фильмы, во многом - не все, конечно - ее обесценивают, делают ничего не значащей. Это категорически неприемлемо лично для меня. Пожалуй, это и есть то, чего я никогда не сделаю. Эстетизация насилия – преступление против человечества. Убежден в этом.
Полный метр
— Работаю сейчас над дебютом. Первый полнометражный фильм. До этого делал несколько короткометражек, студенческие курсовые работы. Съемки проходили в Приэльбрусье, строили там большую сложную декорацию. Вся группа была из Санкт-Петербурга. Сейчас идет монтаж фильма. Это история о жизни одной семьи, о взаимоотношениях внутри нее, о тяжелых условиях жизни в горах.
Самые острые конфликты всегда между самыми близкими людьми. Помните: «...расстояние таково, что невозможно промахнуться». Часто на Кавказе отрицают, что в семьях существуют какие-то проблемы, обычные истории про великое уважение к старшим, великую любовь между братьями и прочие, к сожалению, далеко не всегда правдивы.
Я снимал короткометражный фильм, в котором трое детей приехали навестить больную мать и в процессе происходит драка между двумя братьями. Не раз мне говорили: «Ты что! Разве ты когда-нибудь видел, чтобы братья дрались? Чтобы так относились к своим родителям? Такого на Кавказе не бывает!» Бывает, говорю, и очень часто. И это одна из самых интересных мне тем – почему в одной семье могут быть абсолютно чужие друг другу люди, как они уживаются и уживаются ли.
Я не национальный режиссер
— «Кровь – сок совсем особенного свойства». С этим трудно спорить. Конечно, я осознаю свою национальную принадлежность, конечно, это влияет на меня. Скорее это откладывает отпечаток на то, что я делаю. Но я не национальный режиссер.
Я весьма скептически отношусь ко всем историям о «великом» прошлом, кто бы это не рассказывал. Всегда есть обратная сторона. Сейчас как-то особенно вышло на первый план мифотворчество, думаю, что подобное опасно. Какое-то вечное соревнование - какой народ более великий, кто более древний, кто первый и т.д. Поэтому и бесконечные межнациональные проблемы по всему Северному Кавказу.
Надо научиться других понимать, принимать. Мы все время спорим о прошлом, во многом выдумываем историю. Одни говорят - «великое государство Черкесия». Другие говорят: «Не было такого, была Балкария». Третьи – «Алания». Никто не собирается уступать, все хотят что-то кому-то доказать, забрать себе роль главенствующей нации. Пока мы не научимся уважать и принимать других, мы не сделаем лучше самих себя. И эти проблемы будут все дальше и дальше затягивать в болото.
СПРАВКА:
Владимир Битоков родился в 1985 в Нальчике. Закончил школу, затем - 4 курса филологического факультета в КБГУ. В 2011-м поступил в режиссерскую мастерскую Александра Сокурова в Нальчике.
Принимал участие в Спецпоказе в рамках ретроспективы фильмов А. Сокурова в Эрмитаже, в кинофестивалях в Локарно (2014), Тбилиси (2016), "Амурская осень" (2016).
Фильмография:
2010 - "Письмо матери"
2011 - "Брат"
2012 - " Меланхолия"
2013 - " Течение" (транслировался на т/к "Культура")
2014 - "Анкер".
Записала Карина БЕСОЛТИ
Фото: стр. Владимира Битокова в Facebook