12 УЧЕНИКОВ СОКУРОВА. МАРЬЯНА КАЛМЫКОВА
Творчество, как бесконечный поиск и вдумчивое размышление о человеческих взаимоотношениях. Выпускница «той самой» кавказской мастерской Сокурова научилась этому у своего Мастера. Как и жажде идентичности, и свободомыслию.
Режиссер Марьяна Калмыкова рассказала "Горцу" о том, как стала частью «острова Сокурова», об обостренном чувстве справедливости, современном кино и о проекте, который дал ей почувствовать собственные истоки.
Сколько себя помню – всегда была обособленным островком...
— Замкнутый человек со своим миром, узким кругом друзей. По жизни так происходило, что я и мои друзья – совершенно разные люди, полные противоположности, казалось бы, что у нас вообще общего? Какие бы люди меня не окружали, всегда чувствовала, что, если ты даешь среде на себя влиять – она влияет, а если не даешь – ты влияешь на нее.
От родителей мне передалось обостренное чувство справедливости. Меня всегда очень волновало, если я видела что-то неправильное, несправедливое, мне хотелось исправить, помочь. Особенно если это происходит с кем-то слабым, кто не может за себя постоять. С возрастом осознаешь грандиозные масштабы происходящего беззакония, тотальной несправедливости и свое полное бессилие перед всем этим. И это разрывает тебя изнутри на части, уходит много времени, чтобы хоть как-то себя собрать.
Я чувствовала, что хочу чего-то большего...
— История моей жизни совершенно противоположна обычной части биографии творческого человека: «поступил на экономический, но понял что не мое». Я всегда любила кино и много его смотрела, но считала это обычным хобби. Всю свою сознательную жизнь мечтала стать адвокатом, защищать людей от несправедливости с которой они столкнулись в жизни. Да и вообще, меня тянуло к юриспруденции. Сложная и интересная штука.
Сразу после школы я поступила на юридический факультет, где с интересом изучала Теорию государства и права, Уголовное право и иже с ними. Проучившись два года, я поняла, что в том месте, где я учусь дают неполный объем знаний, все было как-то мелко, я чувствовала, что хочу большего и захотела перевестись в другой город. Полгода усердно готовилась к тому, чтобы по новой сдавать ЕГЭ, прошла этот этап и поехала в Пятигорск сдавать бумаги. Меня приняли, я уже готовилась переезжать, изучать международное право, принесла в университет весь набор необходимых документов… Но судьба распорядилась иначе.
12 УЧЕНИКОВ СОКУРОВА:
В то лето мой друг поступал в Кабардино-Балкарский государственный университет. Необходимо было сдать какие-то основные экзамены вроде русского языка и математики. Он был очень не уверен в себе и я решила ему помочь. Но чтобы ему помочь, нужно было сидеть рядом с ним, значит - подавать документы в университет. Вот мы идем подавать заявки в приемную комиссию. Совершенно неожиданно какой-то высокий приятный мужчина встает на нашем пути и задает нам вопрос: «А не хотите поступить на режиссуру?». Мы переглядываемся и одновременно выдаем: «ДА!». Это был Муслим Исмаилович Баразбиев, или как я его называю - «человек, который изменил мою жизнь».
Помню, как сдавала документы для поступления в последнюю секунду, потом - вступительные экзамены, которые оказались для меня жутко интересными, череду совершенно невероятных событий. И мой выбор - идти учиться не на юрфак. И как зло на меня смотрели в Пятигорске, когда я забирала документы. И хотя мы с другом относились к этому больше как к приключению, я удивлялась своим холодным потеющим ладошкам при мысли: «А что, если меня не возьмут?». Наверное, это все-таки судьба.
До сих пор себя преодолеваю...
— Я человек очень мягкий. Мне нелегко было воспитывать в себе жесткость, необходимую в нашей профессии. До сих пор себя преодолеваю, воспитываю, борюсь с собой, в том числе - с собственной ленью. Вынуждена признать - не всегда побеждаю. Но если есть четкая цель - тут я ощущаю себя в своей стихии. Люблю это чувство, когда тебе что-то нужно, ты это организуешь, и все у тебя получается. Иначе и быть не может. Или когда в голову приходит потрясающая на твой взгляд идея, или кадр, и ты начинаешь думать - как это сделать. В такие моменты кажется, что ты рожден для того чтобы держать в голове миллион деталей, и это ничуть не напрягает. Хотя в обычной жизни я вряд ли вспомню, что ела на завтрак. Когда эта страсть к определенному делу двигает тобой и ты получаешь от этого удовлетворение – думаю, вот это и есть самое важное.
Аксиома хорошего кино
— Не очень люблю эксперименты в кино, но есть вещи неприемлемые для меня совсем. Мастер нас учил не показывать насилия над человеком. До поступления смотрела много разного кино, в том числе и такого, где насилия как раз было много. Принимала это как должное, не задумывалась о таких вопросах. Но во время обучения нами было увидено столько прекрасного кино, что в определенный момент стала замечать за собой, что с трудом переношу то, что раньше смотрела с интересом. И я приняла это как аксиому – не показывать и всё.
Чаще обращаюсь к старому...
— К сожалению, не слежу за современными тенденциями кинематографа. Когда у меня возникает желание посмотреть что-либо, чаще склоняюсь к старому кино. Может это не совсем правильно, но не могу себя заставить. Лучше пересмотрю Кубрика, Ланга или Хичкока, чем увижу последний фильм новомодного режиссера. Конечно, есть и любимые режиссеры-современники, очень люблю Дэвида Линча и Гильермо Дель Торо.
Какое-то время - когда мы только осваивали азы профессии - не могла смотреть кино как раньше. Анализировала кадр, свет, игру актеров, ракурс. Но потом научилась отключаться – иногда просто хочется погрузиться в другой мир.
Первый успех. Кинотавр-2014
— Триумфом это назвать сложно. Скорее - соприкосновением с реалиями российского кино, которые разочаровали. Не скажу, что ожидала чего-либо вообще, но просмотренная в тот год конкурсная программа короткого метра меня разочаровала. Да и в полном метре было только несколько хороших картин. Мы были замкнуты от всего мира, нас обучали на примере прекрасного, умного, качественного, большого кино и было сложно смириться с тем, что я увидела после первого выхода в «большой свет». Почти все конкурсанты были московскими режиссерами и если смотреть на эти работы, как на отражение их внутреннего и внешнего мира, создавалось впечатление, что проблем у них никаких нет, они просто забавляются. Я говорю не про всех, конечно, были очень достойные картины, но - про большинство.
Не сказала бы, что после Кинотавра было сложно возвращаться к обычной жизни. Помню, как мчалась быстрее домой, на носу съемки курсовой, нужно было искать локации, декорации, актеров. В нашей профессии что-то преодолевать, бороться, находить выход из любой ситуации – это норма. Так что и внутренний настрой соответствующий.
Мастер дал мне очень многое...
— Я бы сказала, что он воспитал меня наравне с родителями, дополнил меня как личность. Я ему очень благодарна. Не говоря уже о профессии, он в каждом из нас воспитал личность, духовность, душевность. Привил основные человеческие ценности. Разбудил в нас человеколюбие, понимание, любовь. Александр Николаевич находил время на каждого, к каждому у него был свой подход. Нам было сложно. Но подумать только - как ему было сложно с нами.
Уехать или остаться?
— Мастер действительно создавал нашу мастерскую, чтобы мы развивали культуру здесь, на Северном Кавказе. И, действительно, почти половина моих однокурсников находится сейчас не здесь. Но у всех - разные причины. Основная – здесь все-таки сложно что-то делать в нашей сфере на профессиональном уровне, для этого нужна студия, техника, команда, все это очень дорого стоит и, по большому счету и к великому сожалению - не особо здесь и нужно. Чтобы только обучить и выпустить нас, 12 человек, университет прикладывал колоссальные усилия. К тому же, у каждого из студийцев своя судьба и свои причины уехать или остаться.
"Птенцы гнезда Сокурова". Еще студенты, еще вместе
Слева-направо: Марьяна Калмыкова, Малика Мусаева, Кира Коваленко, Мариана Казанчева, Тина Мастафова, Кантемир Балагов, Владимир Битоков |
Большая часть курса все же осталась. Кто-то работает на телевидении, кто-то уже снял свой дебют, кто-то только готовится, подает свои сценарии на рассмотрение. Я уверена, что внутренний процесс создания кино ни у кого из нас ни на секунду не останавливается. Уже четверо сняли свои первые картины - это прекрасный результат для одной маленькой мастерской. Обычно из стандартного режиссерского выпуска в профессии остаются единицы, а на данный момент каждый из нас так или иначе находится в профессии – работает ли он на ТВ режиссером, находится ли в процессе съемок своих проектов или написания сценария.
Сама я живу в Нальчике...
— Работала на молодежном ТВ нашего университета, но, к сожалению, оно больше не функционирует. На данном этапе своей жизни я - «свободный художник», хотя и не люблю это выражение.
Чувство "земли"
— Сейчас я чувствую свою национальную идентичность. Раньше не задумывалась о том, кто я, откуда, из какого народа. Определяла себя просто как человека, как личность. Но последние несколько лет все глубже понимаю и чувствую связь со своим народом, с местом, где родилась. В моем случае - это пришло через профессию. Недавно я закончила один проект, над которым мы работали вместе с Мадиной Саральп. Он посвящен деталям и аксессуарам традиционного адыгского костюма, затрагивает символику и скрытые смыслы. В процессе работы открыла для себя множество удивительных вещей, заложенных в нашей ментальности и отраженных в национальном костюме. Все это невероятно интересно.
В настоящее время работаю над одним документальным фильмом – он как раз посвящен изучению нашей ментальности, затрагивает некоторые проблемы, присущие нашему времени и воспитанию. Иногда приходится подрабатывать монтажом, съемками всяких роликов и т.д. – наверное это неотъемлемая часть жизни любого хоть немного владеющего камерой человека.
Человеческие взаимоотношения —
... вот о чем хочется говорить в профессии. Естественно, я планирую свой дебют. Буду развивать вечную тему отцов и детей, которую затронула еще в дипломном фильме. Надежда не только на себя, но и на нашего мастера – он всегда вел нас от синопсиса до окончательного монтажа, и делал все возможное чтобы мы работали, хоть и не обязан.
Главное - преодолевать...
— К сожалению, наше завтра очень туманно. Не знаю, что нас ждет впереди. Положение дел не очень радует, перспектив мало. Но надо работать, преодолевая себя, трудности вокруг. Очень надеюсь, что каждый из нас добьется определенных высот для себя. Сейчас я медленно, но верно работаю над сценарием к своему дебюту.
Конечно, я сохранила связь в однокурсниками, кого-то вижу чаще, кого-то реже. С кем-то просто общаюсь, а с кем-то поддерживаю очень теплые дружеские отношения. С мастером тоже общаемся.
Мастерская - неотъемлемая часть моей жизни.
Прекрасные люди, прекрасные народы
— Хочется, чтобы на Кавказ начали смотреть по-новому. Чтобы зритель смотрел кино, снятое нашими режиссерами о наших народах – и понимал о нас чуть больше, что мы такие же как и все остальные, а не дикари, спустившиеся с гор. У нас ведь прекрасные люди и прекрасные народы живут.
Фильмография, участие в фестивалях и конкурсах:
Фильм «Она ждет» - 6 мин, 2014 (есть в открытом доступе)
- участие в конкурсной программе кинофестиваля Кинотавр (Сочи, 2014); специальный приз Гильдии киноведов и кинокритиков России «За расширение кинематографического пространства»; приз "Интеллектуального клуба 418" - партнера "Кинотавра".
- показ в короткометражной секции "Pardi di Domani" (вне конкурса) на 67-м Международном кинофестивале в Локарно (Швейцария, 2014);
- показ в рамках ретроспективы фильмов Александра Сокурова в Йельском университете (США);
- фестиваль «Полный Артхаус» (Челябинск, 2015);
- Международный Платоновский фестиваль Искусств (Воронеж, 2017);
- Международный фестиваль дебютных и студенческих фильмов «Начало» (Санкт- Петербург, 2014);
- Международный фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра» (Москва, 2015);
- показ на телеканале «Культура».
Фильм «Грани», 10 мин, 2014
Фильм «Другие города», 16 мин, 2014
Фильм «Адиюх», 15 мин, 2015 (есть в открытом доступе)
- Международный фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра» (Москва, 2015);
- Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух Огня» (Ханты-Мансийск, 2017);
Записала Карина БЕСОЛТИ