Вышел релиз полной версии саундтрека к фильму “Глубокие реки” режиссёра Владимира Битокова - выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете. Музыку, написанную для картины композитором Муратом Кабардоковым, можно теперь прослушать и скачать на всех стриминговых и цифровых ресурсах сети.
Российская премьера полнометражного фильма "Глубокие реки" режиссера Владимира Битокова состоялась в конце октября. Выходу картины на широкий экран предшествовал успех на фестивале "Кинотавр" - дебют ученика Александра Сокурова был признан лучшим наряду с фильмом “Кислота” Александра Горчилина, тоже ученика, только Кирилла Серебренникова.
История внутрисемейного конфликта, постепенно перерастающего в большую трагедию, нашла очень точное своей отражение в тревожной, печальной и красивой музыке, написанной Муратом Кабардоковым.
— Когда я принялся за работу, картина уже была на стадии озвучивания, — вспоминает композитор. — Поэтому я писал под практически готовый материал. Владимир объяснил мне довольно подробно какие темы для каких сцен нужны, что они означают. К примеру, птица в доме - как символ смерти. Или кардинально разный мир братьев. Такие детали вкладывали свою лепту и в музыкальную драматургию. Мы решили использовать адыгскую апапшину (двух или трехструнный щипковый инструмент), электрогитару, доул, электронику. То есть - соединить звучание разнородных, скажем так, чужих друг другу инструментов, чтобы и в этом уже был некий конфликт.
Саундтрек к фильму состоит из 7 композиций. Главная тема, исполненная на апапшине, стала таковой во многом благодаря Александру Сокурову.
— Александр Николаевич вспомнил тему, которую я очень давно исполнял на каком-то мероприятии. Он был тогда среди гостей, слушал и, самое удивительное - запомнил. Тема очень подошла картине. Для финальных титров я сочинил на ее основе минималистическую музыку для струнного оркестра. Работа шла довольно легко и быстро. Ноты я писал только для оркестровой партитуры. На всех других инструментах сочиненное исполнял сам. Специально для записи приобрел доул, который потом подарил ударнику симфонического оркестра "Таврический". Струнная группа этого оркестра под управлением Михаила Голикова и исполнила финальную пьесу.
Говорить о смыслах в звуке, музыке всегда сложно. Здесь мысль уходит в плоскость интуитивного, символичного, невербального.
— Мне кажется, я довольно быстро вхожу в ту или иную картину на чувственном уровне, - делится композитор. - Это сложно объяснить словами: характер персонажей, настроение картины, мысли режиссера и другие детали смешиваются сразу в музыкальную картину. И, несмотря на то, что саундтрек все же содержит в себе изобразительную и семантическую функции, я не могу сказать словами, что для меня эта история. На то есть музыка. Потому она и отличается от литературы. Просто мысль не всегда выражается словами.
Интересный факт из биографии композитора — Мурат Кабардоков самый молодой народный артист Кабардино-Балкарии, получивший это звание в 27 лет. А еще - выход саундтрека к "Глубоким рекам" не единственное громкое событие для Мурата этой осенью. В сентябре, в рамках проекта "КАРО.Арт" в Москве состоялся показ отреставрированной версии легендарной кинокартины Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом" в сопровождении Международного симфонического оркестра "Таврический". Новую музыкальную партитуру к фильму создал композитор Мурат Кабардоков.
— Музыка к фильму была заказана дирекцией кинофестиваля "Послание к человеку", — рассказывает композитор о том "как это было". - Я работал в качестве композитора в 2016 году с Ильей Учителем над картиной "Огни большой деревни". А президент фестиваля - знаменитый кинорежиссер Алексей Учитель, отец Ильи. Возможно, услышав мою музыку к "Огням", он посчитал, что мне можно попробовать сделать что-то новое и к легендарной картине Дзиги Вертова. Это, конечно, был риск со стороны фестиваля. К "Человеку с киноаппаратом", считающейся лучшей документальной картиной всех времен, написаны десятки саундтреков и, как минимум, несколько из них очень хороши. Но, как шутит программный директор "Послания" Алексей Медведев, у фестиваля просто не было больших средств, чтобы заказать новую музыку знаменитому композитору, потому соучастником этого проекта посчастливилось стать мне (смеется).
Музыка была заказана не просто для очередного показа картины. Фильм восстанавливали с копии, которую Дзига Вертов в 30-е годы 20 века передал голландцам во время своего европейского турне . Такую версию этого киношедевра в России никогда не видели.
Карина БЕСОЛТИ