Люди МАРИЯ ЯССКАЯ – КНЯГИНЯ РУССКАЯ
Вход Регистрация
Меню
Горец года 2019 Время голосовать
участвовать
Вход Регистрация


Увеличить/уменьшить шрифт
+A -a

МАРИЯ ЯССКАЯ – КНЯГИНЯ РУССКАЯ

22 августа 2012 | Автор: Ольга СЛАВИНА
83186
4305
-

МАРИЯ ЯССКАЯ - КНЯГИНЯ РУССКАЯ



Россия для русских, говорите? А Москва для москвичей? А кто у нас русский, и кто –  москвич? Александр Невский – имя России, Даниил Московский – первый московский удельный князь, Дмитрий Донской – герой Куликовской битвы, символ русской воинской славы. Иван Грозный – мечта всех сторонников сильной руки … Разочаруем любителей проверять чистоту крови.  Все эти герои и гордость русского народа – потомки ясской, читайте осетинской, княжны Марии Шварновны, в иночестве Марфы.

 

РОДОНАЧАЛЬНИЦА БОЛЬШОГО ГНЕЗДА...

МАРИЯ ЯССКАЯ – КНЯГИНЯ РУССКАЯ


>>  Мария Ясыня. Рис. Татьяны Галиновой

Все смешалось  в русской истории: Успенский Княгинин монастырь обнаруживается теперь во Владимире в переулке безбожника Воровского. Небесной красоты Успенский собор ранних лет шестнадцатого века стоит на фундаментах храма, возведенного по приказу великого князя Владимирского Всеволода III.

 

Отчего ж монастырь "Княгинин"? Да оттого, что вдохновила Всеволода Юрьевича его первая и любимая супруга, княгиня Мария: готовила место вечного покоя для себя и потомков своих – княгинь и княжен Великого Владимирского княжества.

 

Мудра и предусмотрительна была Мария Ясская, канонизированная в числе первых русских святых. Потомков у нее будет много – 115 ровным счетом русских родов пошли от Всеволода Юрьевича, прозванного за многодетность и обилие сыновей Большим Гнездом. И все это "Большое гнездо" родила, вырастила и воспитала Мария Шварновна. Мария Аланская, Мария Ясыня, дочь осетинского князя, не единственная, но, вероятно, самая яркая из осетинок, сочетавшихся браком с русскими князьями.

 

 

ДЕСЯТЫЙ СЫН ДОЛГОРУКОГО...

 

МАРИЯ ЯССКАЯ – КНЯГИНЯ РУССКАЯ

>>  Великий князь Всеволод Большое Гнездо. Художник Елена Доведова

Все смешалось в русской истории, и многое утонуло в ее толщах.  К тому же ранняя история России – мужская по самой своей сути. Рукописные источники внимательны к князьям и небрежны к княжеским женам: сведения о них отрывочны и несвязны. Что есть, то есть: о князе Всеволоде, десятом сыне основателя Москвы Юрия Долгорукого известно многое – почти девять минувших столетий не выгладили его из памяти потомков.

 

Историки проштудировали летописи и выяснили множество подробностей его непростой биографии. Он рано осиротел – основателя Москвы отравили на пиру у киевского боярина, когда Всеволоду едва сравнялось три года.  Старший, сводный брат Андрей Боголюбский выгнал мачеху и ее детей из княжества.

 

Подхватив сыновей, и в их числе малолетнего Всеволода  греческая царевна Ольга (а может быть, и Елена) отправилась в Константинополь. Считают, что к родне:  император Мануил I доводился Елене-Ольге кузеном. Когда Всеволод вошел в юношеский возраст, вдова Долгорукого решила вернуться на Русь.Там как-то все сложилось, хотя и не без передряг. Брат Андрей, Великий Владимирский князь, сердцем помягчел и с Всеволодом примирился. И послал его вместе со своими сыновьями, братьями и прочими примкнувшими союзниками брать у Мстислава Изяславича Волынского Киев.

 
"Мати русских городов" сыновья и внуки Юрия Долгорукого взяли и там на некоторое время воцарились, причем Всеволоду даже удалось со временем посидеть на киевском престоле. Но очень недолго – всего пять недель, а потом его пленили захватившие город смоленские Ростиславичи. Брат Михаил Юрьевич не бросил в беде, выручил его из смоленского плена, а там приспела очередная заваруха – заговорщики убили Андрея Боголюбского. Освободился Владимирский престол, и владимирцы поцеловали крест Всеволоду и покуда не рожденным детям его. Опять же не без сложностей, а в результате победы в битве на Юрьевском поле за рекой Гзою Всеволод Юрьевич (пока еще не Большое гнездо) сделался Великим князем Владимирским.


В ТИФЛИСЕ ИЛИ В КИЕВЕ? 

 

На великокняжеский престол Всеволод, которого историк Карамзин называет Третьим, вступил уже женатым. Но это как раз те сведения, что потонули в реке времени: когда женился, да где отыскал жену? О том, что Мария родом осетинская княжна, никто уже не сомневается: летописи прямо называют ее ясыней. Но где пересеклись их жизненные пути?

 

МАРИЯ ЯССКАЯ – КНЯГИНЯ РУССКАЯ

Для любителей проверять чистоту крови. Мать царицы Тамары - осетинская царица Бурдухан. Муж-соправитель Тамары, отец наследников грузинского престола – осетинский царевич Давид Сослан из рода Царазон. Самый почитаемый в истории Грузии царь Давид IV Строитель, прадед царицы Тамары -  внук осетинки Борены и правнук армянки Мариам Арцуни, был женат на армянской царевне Русудан, вторым браком на Гурандухт – дочери кипчакского вождя Атрака

Царица Тамара и царь Георгий III. Художник Григорий Гагарин на основе фресок монастыря в Бетани, Грузия

 
Раскопки в истории обнаруживают целых два возможных перекрестка. Неожиданно – в Грузии:  в местных хрониках отмечена встреча в 1169-1170 годах грузинского царя Георгия III из династии Багратионов с племянником из Константинополя и о его свадьбе с осетинской княжной. Этим племянником вполне мог быть Всеволод:  и Георгий, царь грузинский,  отец прославленной царицы Тамары, и мать Всеволода  были внуками Давида IV Строителя.

 

Вполне резонно, что на пути из Царьграда на Русь Елена-Ольга с сыном заехали навестить тифлисскую родню. Тут дело и сладилось: вступающему в древнерусский брачный возраст (16 лет) Всеволоду приглянулась юная Мария, родственница красавицы Бурдухан –  супруги  царя Георгия, дочери осетинского царя Худана. Впрочем, скорее всего, Марией прекрасная ясыня стала уже на Руси, но осетинского имени история не сберегла.

 

Второй перекресток судеб отыскался в Киеве. Связи киевских великих князей с ясами (что есть те же аланы, предки современных осетин) отсчитывают с Х века. Полутора веками позже сын Мономаха Ярополк Владимирович ходил походом в половецкие степи и пленил дочь ясского князя. Краса "Олены Яски", как именует аланскую княжну Ипатьевская летопись, сразила Ярополка наповал, и он женился на прелестной пленнице. С ней, вероятно, прибыли в Киев и родственники. В той же Ипатьевской летописи на службе у киевских князей обнаруживается воевода Шварн. Есть версия, что именно он и был отцом Марии Шварновны.

 

МАРИЯ И ТРИ ЕЕ СЕСТРЫ...

 

Из отрывочных летописных свидетельств историки делают  вывод, что три сестры Марии  тоже были замужем за русскими князьями. Старшая, вероятно, была второй женой Андрея Боголюбского и участвовала в заговоре против него и в его убийстве. Причем многие историки считают, что к покушению на мужа ее подтолкнули именно жалость к младшим сестрам и забота об их благополучии – ведь Всеволод, не имевший собственных владений, скитался с женой и незамужними свояченицами по чужим уделам. Гибель старшего брата Андрея и ранняя смерть среднего Михаила и открыли Всеволоду путь на Владимирский престол.

 

И снова читаем Ипатьевскую летопись:  "В лѣто 6690 (1182 по нашему счислению) Князь Кыевьскыи Святославъ Всеволодичь ожени 2 сына: за Глѣба поя Рюриковну, а за Мьстислава - Ясыню из Володимеря Суждальского, Всеволожю свесть". "Свесть" то есть свояченицу Всеволода, на Руси звали Марфой, а описанный в летописи Мстислав Святославович позже сел на черниговский престол.

 

Третья сестра Марии, Елена, выдана была за князя Ярослава Владимировича и большую часть жизни прожила в Новгороде, где княжил этот внук Мстислава Великого, правнук Мономаха и, стало быть, двоюродный племянник Всеволода. Русские князья охотно женились на аланках – они считались завидными невестами: волшебные красавицы, к тому же еще и христианки. Очевидно, что Всеволода Юрьевича и Марию Шварновну связывала крепкая любовь – никакие  династические и политические причины на него не повлияли.

 

"…СЛАВНАЯ БЛАГОЧЕСТИЕМ И МУДРОСТЬЮ"

 

Племянники Марии Шварновны и их потомки заметного следа в русской истории не оставили.  Не то рожденное Марией  "большое гнездо": сыновья, внуки и их  потомство определяли судьбу России в течение долгих веков. Есть ли в том заслуга Владимирской великой княгини? Карамзин вслед за летописцами уверяет, что есть, и немалые.

G Первою его супругою была Мария, родом Ясыня,  славная благочестием и мудростию. … Летописцы хвалят  ее  также  за  украшение  церквей  серебряными  и золотыми сосудами; называют Российскою Еленою, Феодорою, второю Ольгою, - рассказывает  знаменитый русский историк о Всеволоде Большое Гнездо.

Карамзину вторит историк Соловьев. Рассказывая о роли женщин в древнерусском обществе, он отметил, что запись в Лаврентьевской летописи о кончине Марии Шварновны является примером любви и уважения к женщине на Древней Руси. Дополним прославленного русского ученого, автора многотомного труда по истории России:  мудрая и нежная красавица Мария Шварновна, как мало кто другой была достойна любви и уважения.

Правление Всеволода Большое Гнездо стало временем наивысшего расцвета Владимиро-Суздальской земли: росли и богатели города, строились храмы (и в их числе знаменитейшие Успенский и Дмитриевский во Владимире, признанные шедевры древнерусской архитектуры), авторитет и старшинство Всеволода Юрьевича признавали за редким исключением по всей Руси. Это именно его и силу его войска описал удивительно образно автор "Слова о полку Игореве":

"Где ж ты, великий князь Всеволод?

Иль не помыслишь прилететь издалече, отцовский златой престол защитить?

Силен ты веслами Волгу разбрызгать,

А Дон шеломами вычерпать…"

 

И пока Всеволод Юрьевич занимался многотрудными ратными и мирными делами, Мария Шварновна обустраивала терем, растила дочерей и воспитывала сыновей для будущей их княжеской стези, была радушной хозяйкой для многочисленных гостей и родственников, наезжавших во Владимир. То есть была тем самым надежным тылом, в котором так нуждается любой мужчина, пусть даже и княжеского звания.

 

Как приличествовало женщине ее положения и даже более того, княгиня Мария занималась благотворительностью, что в ту пору предполагало щедрые дары в церковь и утешение сирых и болящих. И нежно опекала вдов из бесчисленной родни, которым давал приют Всеволод Юрьевич.

 

Пусть летописные сведения о Марии Ясыне лаконичны –  сквозь эти немногие слова просвечивает незаурядный образ крупной личности, не затворенной в женской половине и  не огородившей себя забором из традиционных дамских интересов. Считают, что она ценила ученость, сама была не чужда книг и искусств, почтение к наукам и искусствам воспитала и в детях.          

 

ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ЯССКОЙ КНЯЖНЫ...

 

МАРИЯ ЯССКАЯ – КНЯГИНЯ РУССКАЯ


Икона великой княгини Марии Шварновны. Начало XXI в.

Ясная умом, благородная сердцем и стойкая духом Мария Шварновна прожила праведную, но не слишком  долгую жизнь – лет приблизительно пятьдесят-пятьдесят пять. От последних – двенадцатых! – родов она так и не оправилась, и семь последних лет тяжко болела. "В  последние семь лет жизни, –  цитирует Карамзин летопись, – страдая тяжким недугом, она изъявляла удивительное терпение, часто сравнивала себя с Иовом и  за  18 дней до кончины постриглась…".

 

В монастырь ее провожали муж, дети, монахи из всех монастырей и весь город. Все плакали – жалели бесконечно добрую Марию Шварновну. Вскоре после пострижения в монахини она скончалась "и была положена в монастыре своем в церкви св. Богородицы, погребена с рыданием и плачем великим над нею...". А сыновья великой княгини всю жизнь помнили и детям своим передали духовное завещание Марии Шварновны.

 

Карамзин рассказывает о поучении Марии просто и величественно: "…Готовясь умереть, призвала сыновей и  заклинала их жить в любви, напомнив им мудрые слова Великого Ярослава, что междоусобие губит Князей и отечество, возвеличенное трудами  предков;  советовала  детям быть набожными,  трезвыми,  вообще  приветливыми  и  в  особенности  уважать старцев, по изречению Библии: во мнозем времени премудрость, во мнозе  житии ведение".


БРАТЬЯ НАВЕК...

 

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой? Отчего же… Любуемся ли Дмитриевским собором – стены его изукрашены рельефами в так называемом "зверином стиле", который принесли на Владимирщину аланские мастера, прибывшие вместе с Марией Шварновной.
Глядим ли на барса на эмблеме владимиро-суздальских князей и на щите их потомка Александра Невского – этот барс с аланской царской символики добрался в Залесье с обозом Марии Шварновны,  подобно тому, как двуглавый орел прилетел на Русь из Византии вместе с Софьей Палеолог, невестой царя Ивана III.

 

МАРИЯ ЯССКАЯ – КНЯГИНЯ РУССКАЯ МАРИЯ ЯССКАЯ – КНЯГИНЯ РУССКАЯ МАРИЯ ЯССКАЯ – КНЯГИНЯ РУССКАЯ
Триптих «За Землю Русскую!»: "Александр Невский"(1), "Дмитрий Донской и Сергий Радонежский"(2), "Минин и Пожарский"(3). Художник Юрий Пантюхин 
Стоим ли с почтением у памятника освободителям Москвы Минину и Пожарскому – вспоминаем, что Пожарский ведет свой род от князей Стародубских, родоначальник которых Иван Всеволодович, сын Марии Шварновны. Читаем ли о закладке Русской церковью к 1100-летию Крещения Алании  храма во имя святого благоверного князя Александра Невского во Владикавказе – понимающе киваем головой: кому как не внуку Марии Ясыни должен быть посвящен новый и крупнейший на Кавказе собор?
Герой Ледового побоища Александр Невский, герой Куликовской битвы Дмитрий Донской, победитель Орды и объединитель русского государства Иван III – во всех них течет кровь ясской княжны Марии Шварновны. Русский с осетином – братья навек, и не в метафорическом, а в самом прямом, кровном смысле слова.

Ольга СЛАВИНА

Заглавная иллюстрация: «Княгиня Мария Ясыня – великая просветительница земли Русской». Художник Александра Сибрина

© Федеральный познавательный журнал «Горец» 

Для тех, кто любит высоту

Поделиться:
Комментариев: 20


Читайте также:






X
Авторизация Регистрация Востановление доступа