Люди ТАМАРА И ДАВИД. СКАЗКА ИХ ЖИЗНИ
Вход Регистрация
Меню
Горец года 2019 Время голосовать
участвовать
Вход Регистрация


Увеличить/уменьшить шрифт
+A -a

ТАМАРА И ДАВИД. СКАЗКА ИХ ЖИЗНИ

22 июня 2016 | Автор: Ольга СЛАВИНА
108220
4538
-

ТАМАРА И ДАВИД. СКАЗКА ИХ ЖИЗНИ

Эта история любви – настоящая сказка. Любовь с детства, мучительная разлука, злой навет и вынужденный брак, долгое и опасное путешествие на верную смерть – все смешалось в сюжете и закончилось хеппи-эндом. Прекрасный рыцарь вернулся с добычей и они жили долго и счастливо, правда, не умерли в один день. И эту сказку уже написали: она называется «Витязь в  тигровой шкуре». Жизнь, однако, вышила по этой канве совсем другие узоры...

ТАМАРА И ДАВИД. СКАЗКА ИХ ЖИЗНИ

 

 

ТАМАРА И ДАВИД. СКАЗКА ИХ ЖИЗНИ

УЗОРЫ НА КАНВЕ

 

В отличие от красочного ковра,  гладко сплетенного пером Руставели, в ткани судьбы царицы Тамары и её мужа и соправителя Давида-Сослана полно прорех. Что упустили из виду или не сочли важным картлийские летописцы, что погибло под копытами  монгольских коней, что истлело в памяти, не подкрепленное письменным осетинским словом. В реке времени потонули подробности, но сила  любви колоссов истории превозмогла и эти всепоглощающие воды. Ибо это любовь и это колоссы. Прекрасная и великая царица Тамара и ее муж и соправитель, осетинский царевич Давид-Сослан.

 

Автору «Витязя» было несравнимо легче: его не отделяла от героев непроницаемая стена столетий. Казначей Тамары воспевал свою царицу с таким нескрываемым чувством, что это подвигло кое-кого из исследователей заподозрить в поэме автобиографию, а за псевдонимом Руставели разглядеть самого Давида-Сослана, будто бы изладившего неслыханное прежде в Грузии имя Шота из первых слогов своего и возлюбленной имени.

 

Не будем обсуждать фантастику, ибо и реальность феерична. История Тамары и Давида-Сослана просвечивает в каждой строке, начиная с заглавия, которое в оригинале звучит, как «Витязь в барсовой шкуре». Барс даже не намекает – просто криком кричит об осетинских корнях витязя, ведь он явился на аланский герб еще в раннем средневековье. Тем, кому символики недостаточно, Руставели сказал открытым текстом в эпилоге:

 

Мне ли петь дела Давида, возглашая славу слав?

Я служил ему стихами, эту повесть отыскав.

В ней прославлены владыки многочисленных держав,

Их чудесные деянья и величественный нрав.

 

«Шота Руставели преподносит поэму «Витязь в барсовой шкуре» царице Тамаре». Венгерский художник Михай Зичи, 1880 г.

«Шота Руставели преподносит поэму "Витязь в барсовой шкуре" царице Тамаре». Венгерский художник Михай Зичи, 1880 г.









 



 

Автор перенес действие в дальние и полувымышленные страны, но ни современников, ни потомков не обманул. В Нестан-Дареджан и Тариэле узнали венценосных супругов. И хотя история со злоключениями возлюбленных изменена до неузнаваемости, огромная любовь, препоны и их преодоление жизненны до последней буквы.

 

 

ТАМАРА И ДАВИД. СКАЗКА ИХ ЖИЗНИ

ВОКРУГ ТРОНА

 

Тамара и Давид-Сослан. Худ. С.Б. Савлаев

Друг детских игр, постоянный спутник в прогулках,  рука к руке, сплетенные прохладные  пальцы… За этой наливающейся силой хрупкая яркоглазая Тамара чувствовала себя как за крепостными камнями. Это было всегда и будет всегда, думала царевна, не ведая тогда, каким долгим путем пойдет осетинский царевич Сослан к трону, на который ее возвели двенадцати девчоночьих лет. Возвели не от простой жизни, а вследствие перипетий трудной иберийской истории и кровавых людских интриг.

 

У Георгия III и его осетинской супруги Бурдухан не родились сыновья. Чудесная и умная дочь осетинского царя Худана была отменной рукодельницей, восхищала всех мудростью и красотой, но рано скончалась и не успела подарить мужу наследника.

 

Предвосхищая смуту, отец решил короновать дочь еще при своей жизни. Да и сам Георгий чувствовал себя на троне неспокойно, а коронованная племянница осетинских царей обеспечивала его верными союзниками. «Исчадие льва одинаково, будь то самец или самка», –  согласились подданные Георгия и затаились до его кончины.  

 

Узлы этой истории завязались еще при царе Деметре I, сыне Давида Строителя. Деметре настолько благоволил младшему сыну Георгию, что старший, Давид, почел за лучшее свергнуть отца, чтобы не лишиться престола. Его мятеж закончился удачей, Деметре постригли в монахи, но усидеть на троне Давиду не удалось: взял да и скончался при подозрительных обстоятельствах. Его наследник Демна не вошел еще в совершеннолетний возраст, так что на трон  снова вернулся расстриженный монах Деметре I. Однако и ему не суждено было долгой старости: в следующем году царь внезапно отдал богу душу, и грузинские хроники красноречиво молчат о том, как это произошло.  А Демна опять не успел повзрослеть, и наступил черед Георгия, который будто бы даже обещал вернуть трон наследнику, но как-то не собрался. А может, и не обещал, а просто жестоко расправился с восставшими сторонниками Демны, а сам Демна то ли был казнен, то ли пропал при невыясненных обстоятельствах.

 

 

ТАМАРА И ДАВИД. СКАЗКА ИХ ЖИЗНИ

РОДСТВЕННЫЕ УЗЫ И ЦАРСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  

Севериан Маисашвили. Иллюстрация к поэме «Витязь в тигровой шкуре», 1967 год

В ту средневековую пору на Кавказе считалось правильным отдать сына на воспитание в дружественную или родственную семью. Дочь Давида Строителя, то есть прадеда Тамары, Русудан выдали в свое время замуж за осетинского царя, вот вам и родство и дружество! Эту Русудан, правда, все время путают с другой Русудан, ее племянницей, дочкой того самого Деметре I и сестрой Георгия III, которая была женой поочередно двух султанов, но еще до рождения Тамары овдовела и вернулась в Грузию.

 

Именно эта дважды выданная в дальние края и пережившая обоих мужей Русудан пригрела и воспитывала родственника мужа своей тетки, отпрыска владетельной фамилии Царазоновых. Анонимный, впрочем, как почти все летописцы, автор – современник событий написал об этом в сочинении «История и восхваление венценосцев» просто и прямо:

 

G Во дворце царицы Русуданы был витязь из сынов Ефрема, то есть оссов, мужей могущественных и сильных в боях. Так как он доводился Русудане родственником по линии ее тетки, дочери отца ее Давида, выданной замуж в Осетию, она, Русудана, привезла его на воспитание в собственном своем дворце».

 

Впрочем, нельзя исключить и того, что Сослан приходился дальней родней матери Тамары – несравненной Бурдухан, как о том пишет армянский историк, современник Тамары. Нет никакого противоречия и в родстве сразу по двум ветвям, но доказательств не существует – лишь косвенные свидетельства и логические построения. Одно можно утверждать уверенно: связи между Грузией и Осетией в те времена были прочные, народы крепко уважали и ценили друг друга, властители роднились и поддерживали друг друга в мирное время и на поле брани.  

 

Пятью веками позже грузинские историки попытались вывести родословную Давида-Сослана из рода Багратионов и по отцовской линии, но это все же маловероятно. Во всяком случает грузинский историк Зураб Чичинадзе в книге, изданной еще до революции, простодушно признается, что «достоверно нам ничего не известно».

 

Не густо сведений и о детстве и юности Сослана. Утверждают, что двойное имя он получил еще в детстве: Сослан – осетинское имя, крещен же царевич был Давидом. Будто бы знал царевич несколько языков – и это представляется верным: правители и их дети были в те поры людьми образованными, а в плавильном кавказском котле варились сразу и греческий с персидским, и латынь с арабским.

 

И мало кто сомневается в мужественной красоте Давида-Сослана: все тот же летописец указывает, что "юноша этот – по отцу и матери царского происхождения – был сложен хорошо, плечист, на вид красив, ростом умеренный". Прекрасная, одним словом, пара юной царевне, которая и сама великолепна собой. Поверим  влюбленному поэту:

 

Косы царственной – агаты, ярче лалов жар ланит.

Упивается нектаром тот, кто солнце лицезрит…

Мне приказано царицу славословить новым словом,

Описать ресницы, очи на лице агатобровом,

Перлы уст ее румяных под рубиновым покровом,  –

Даже камень разбивают мягким молотом свинцовым!

 

Современники и потомки изощрялись в описаниях и сравнениях: солнце улыбающееся, тростник стройный, лицо лучезарное. Немногие сохранившиеся прижизненные изображения не оставляют возможности судить: живопись тех времен дает весьма приблизительное представление об истинном облике Тамары, да и многочисленные подновления исказили первоначальный замысел художника. Но  значительности, царственности, силы взгляда не скрывают и эти фрески. А вот коварной и злой, как демон, Тамара не была: ее нечаянно оклеветал Лермонтов, перепутав с другим историческим персонажем.

 

 

ТАМАРА И ДАВИД. СКАЗКА ИХ ЖИЗНИ

ЛЮБОВЬ И РАЗЛУКА

 

На троне нет времени для детских игрищ. Подросток Тамара приступила к изучению дел, которые ей предстояло вершить в ближайшем будущем: окружающая действительность не обещала царям долголетия даже на Кавказе. Тем более на Кавказе: обычные в те времена распри у престола и между престолами умножались в этом случае горским темпераментом.

 

История не подвела: через шесть лет совместного правления, Георгий III отошел к праотцам. Его похоронили в Гелатском монастыре, там же короновали Тамару – еще раз, как единоличную правительницу Грузии. Присутствовавшие на церемонии не поняли тогда, что началась новая эра – потомки потом назовут ее золотым грузинским веком.

 

Руки Тамары жаждала едва не половина отпрысков владетелей окрестных стран, но сердце ее было давно и прочно оккупировано аланским царевичем. Юные возлюбленные готовы были соединиться, но судьба решила повременить с хеппи-эндом. Вроде бы Сослана обвинили в гибели царевича Демны или как-то иначе решили убрать с глаз долой. И правда, зачем возле царицы верный человек? А как тогда влиять на нее и решения, как тогда водить Тамару, будто куклу? До времени затаившиеся не доверяли женскому уму и желали властвовать над ним.

 

Красивая легенда рассказывает, что и повод для изгнания придумали изящный. Иди Сослан-царевич за три моря и принеси нам крест святой, христианскую святыню. Завладели святынею злые нехристи-вороги, надругаются они над святыней, разобьют в щепки. Не вынесет этого кроткая религиозная душа царицы Иверии! Поди туда в Палестину, аланский царевич, принеси крест святой и будет тебе счастье. А тем временем…

 

Тем временем, алчущие тайной власти решили выдать Тамару замуж. Негоже, мол, молодой царице быть без мужской защиты, да и престолонаследием надо озаботиться, то есть чадо пора родить. Надобен христианин и без всяких связей при грузинском дворе, без родни, без сторонников – только так можно избежать новых распрей. И лучше, если претендент будет хорошего рода: чтобы союзников мог призвать, коли ворог в святую Иверию вторгнется.

 

ТАМАРА И ДАВИД. СКАЗКА ИХ ЖИЗНИ

 

 

Торжественное прибытие князя Юрия в Тбилиси. Худ. С.Б. Савлаев

 

Поиски жениха не затянулись. Все в том же труде «История и восхваление венценосцев» утверждают, что на государственном совете встал влиятельный и знатный Абул-Асан и заявил: «Я знаю царевича, сына великого князя русского Андрея; он остался малолетним после отца и, преследуемый дядей своим Савалатом, удалился в чужую страну, теперь находится в городе кипчакского царя Севенджа».

 

Савалатом здесь назван Всеволод Большое Гнездо, но в целом грузинский боярин изложил ситуацию верно: после убийства Андрея Боголюбского его брат Всеволод боролся за власть во Владимиро-Суздальском княжестве и победил. Младший сынок убиенного князя Андрея был вынужден бежать к половцам, которых еще называли кипчаками. И отчего именно к половцам, как раз известно: бабушкой Юрия была дочь половецкого хана Аепы.

 

Кандидатура взыскательный совет удовлетворила. Уверяют, что особенно радовалась тетя Русудан: ее сестра в свое время была супругой двоюродного дяди будущего жениха. Кое-кто из историков полагает, что замужем за Изяславом Мстиславичем была сама Русудан – еще до того, как отправилась в гарем к сельджукам, но даты возражают против этого предположения. Как бы то ни было, за Юрием отрядили купца Заробабели и принялись готовиться к свадьбе. По случайному совпадению Юрий прибыл в Грузию в том же 1185 году когда на половцев двинулся походом князь Игорь Святославович – тот самый из «Слова о полку Игореве».

 

 

ТАМАРА И ДАВИД. СКАЗКА ИХ ЖИЗНИ ЧУЖЕРОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК И ТЕРПЕЛИВАЯ НАКОВАЛЬНЯ

 

Разлука тем не менее не затуманила любимого облика и не стала палачом любви. Расстояние не разделило сердца, и одна только мысль о союзе с иным человеком сводила юную царицу с ума. Неизвестный историк XVI века уверяет, что отчаявшаяся невеста пыталась воззвать к разуму придворных: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Мы не знаем ни о поведении этого чужеродного человека, ни о его делах, ни о его воинской доблести, ни о его природе и ни о нравах. Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его».

 

Руки Тамары жаждали многие владетельные отпрыски, но сердце ее было прочно оккупировано аланским царевичем

Твитнуть эту цитату

Переждать юной Тамаре не дали. 19-летнюю царицу попрекнули бездетностью и попеняли на отсутствие предводителя войск. Царица дрогнула и покорилась: страна требовала жертвы, а властителю должно покоряться разуму, но не сердцу. Только подушка да темная ночь знали, что стоило это решение.  

 

В самом конце 1185 года Тамара и Юрий венчались. На свадебном пиру невеста не лучилась довольством, улыбка не озаряла прекрасного лица. Ничто не предвещало счастливой жизни, и все мрачные предчувствия сбылись: дети в этом браке на свет не явились и через два с небольшим года несостоявшегося царя отправили с богом и большими сокровищами в Константинополь.

 

Отчего так вышло? Летописец сравнивает прекрасную Тамару с долготерпеливой наковальней и не жалеет черной краски: «У русского стали обнаруживаться скифские нравы: при омерзительном пьянстве стал он совершать много неприличных дел». Не столь целомудренные историки прямо обвиняют Юрия в мужеложстве и зоофилии. «И я не в силах выпрямить тень кривого дерева и, не имея за собою вины, отряхаю и пыль, которая пристала ко мне через тебя», – заявила Тамара и изгнала супруга с брачного ложа и из страны.

 

Есть, правда, и комплиментарная для русского князя версия, согласно которой он не желал быть злодеем-разлучником и распускал слухи о своем непристойном поведении сам – дабы у Тамары появился повод для развода. Можно бы поверить в эту версию, да мешает история: неутешный, но отважный Юрий, еще в бытность мужем царицы совершивший два успешных похода, не смирился с изгнанием из рая, а собрал вокруг себя часть мятежных грузинских вельмож и пошел возвращать власть. К счастью, не возвратил: войска Тамары возглавлял ее муж, храбрый Давид-Сослан.     

 


ТАМАРА И ДАВИД. СКАЗКА ИХ ЖИЗНИ

…ВОССЕЛИ ДВА СВЕТИЛА

 

Да, он вернулся со щитом, хотя легенда уверяет, что с крестом. Удалось, считает предание, Давиду-Сослану уговорить султана Саладина расстаться с частью креста, захваченной в битве с крестоносцами. Утверждают еще, что это была та самая часть креста, которую некогда отвезла на Святую землю вдова Давида Строителя. Как бы то ни было, крест в этой истории, несомненно, есть: судьбы осетинского царевича и грузинской царицы, наконец, скрестились. Они обвенчались в том самом храме Богоматери в Дидубе, который Григорий III некогда возвел в честь рождения дочери.

На этот раз летописец исходит медом: «…воссели на счастливые троны два светила, два освещающих землю солнца. Возрадовался от мала до велика весь народ».

 

И потекла прекрасная жизнь золотого века: военные походы под руководством отважного Давида Сослана случались победоносные, постройки и мосты росли крепкие и пригожие, дороги стелились гладкие, дети рождались красивые – от любви всегда все ладится.

 

Грузинское государство вдвое выросло и окрепло, храмам и крепостям утратили счет, царицу и царя славили в стихах и прозе, при дворе читали поэмы и вели философские споры. В 1191 году Тамара обрадовала мужа наследником Георгием, которого звали Лаша, то есть «светлый», в 1194 году родилась дочь, нареченная Русудан.

 

ТАМАРА И ДАВИД. СКАЗКА ИХ ЖИЗНИ

 

 

 

 

 

Царица Тамара, ее муж и соправитель Давид Сослан и Мария Ясыня, супруга великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо на фресках Богоявленского Аланского женского монастыря

 

 

«Все романы обычно на свадьбах кончают недаром, потому что не знают, что делать с героем потом…». Поэт Константин Симонов прав: как рассказать о жизни, исполненной ежедневного счастья, пусть и не слишком долгой?

 

Они жили счастливо, но умереть в один день Тамаре и Давиду-Сослану не довелось. В 1207 году одно из солнц закатилось: Давид-Сослан умер при подозрительных обстоятельствах: возможно, что был убит. И обстоятельства смерти и само место упокоения соправителя царицы и ее главнокомандующего до сих пор захоронены под толщей веков.

 

Неутешная Тамара немедленно возвела в соправители шестнадцатилетнего сына. Шесть лет спустя и второе солнце ушло за горизонт: ослабленная горем вечной разлуки Тамара не смогла сопротивляться страшной болезни. Из церкви, по преданию, вынесли несколько гробов – никто не должен был знать, где похоронена великая царица. Так и не знают – до сих пор, а место погребения ищут от Грузии до Иерусалима.

 

Еще через несколько лет над Иверией собрались черные тучи. В схватке с монголами был смертельно ранен Лаша, слабая и неготовая к роли царицы Русудан после двадцати лет опустошительных войн подписала с монголами вассальный мир. Самостоятельная и единая Грузия надолго исчезла с географических карт. Но память о любви Тамары и Давида-Сослана выжила и пересилила годы и расстояния. Ибо это любовь и это великие люди.  

 

ТАМАРА И ДАВИД. СКАЗКА ИХ ЖИЗНИ 

Ольга СЛАВИНА

© Федеральный познавательный журнал «Горец» 

Для тех, кто любит высоту

ТРИ КАРТЫ КАВКАЗА, ТРИ КАРТИНЫ ИСТОРИИ


Карта Кавказа, 1060 г.  
Карта Кавказа, 1213 г.  
Карта Кавказа, 1490 г.  

Также интересно:

·  АЛАНЫ. ПУТЬ НА ЗАПАД

·  АЛАНЫ И ВЕНГРЫ. РОМАН С ПРОДОЛЖЕНИЕМ, или УРОКИ ИСТОРИИ

·  МАРИЯ ЯССКАЯ – КНЯГИНЯ РУССКАЯ

·  Мария Ясская. В Храме Христа Спасителя прошли чтения, посвященные аланской княжне, ставшей русской святой

·  Осетины и ясы: восстановление общего

 

Поделиться:
Комментариев: 0


Читайте также:






X
Авторизация Регистрация Востановление доступа