ПАМИРСКИЕ ТАДЖИКИ ГЛАЗАМИ ЯНЬ ЯЯ
В каждом ее портрете - жизнь, надежда, свет... Более двадцати лет китайская художница Янь Яя рисует памирских таджиков и представляет свои картины на выставках по всему свету. Удивительные живописные горцы Янь Яя украшают экспозиции многих галерей и музеев мира, их можно увидеть в частных коллекциях в США, Великобритании, Германии, Канаде, Сингапуре, Индии, Турции, Японии, Гонконге, Тайване и Новой Зеландии.
Маньчжурка Янь Яя (Yan Yaya) родилaсь в городе Сиань (провинция Шэньси, Китай). Вспоминает, что в детстве была необщительным, неразговорчивым ребенком, все свои эмоции доверяла краскам и бумаге. Потом она выросла и выучилась на художника, стала часто ездить из Пекина в Европу, где полюбила живопись импрессионистов... Не самая оригинальная история для художника. Но однажды Янь Яя из любопытства поехала на Памир. И влюбилась. Во всё, и во всех. Как потом оказалось, на всю жизнь.
Там, высоко в горах, где земля целует небо, она встретилась с пронзительно чистыми, открытыми и живущими в гармонии с горной природой людьми – таджиками. Там, на Памире Янь Яя открыла для себя загадочный заоблачный мир, наполненный ярким солнечным светом и большой любовью. Изумрудные и аквамариновые, бирюзовые и янтарные, самых разных цветов глаза покорили ее и с той самой первой поездки стали неотъемлемой частью ее творчества.
Янь Яя признается, что памирские таджики изменили её жизнь. Больше 20 лет художница ездит на Памир. За новыми знакомствами, за новыми портретами.
Изображая этих людей, я передаю на бумагу мою любовь к ним. Мне хочется всему миру рассказать о том, что есть такие красивые, простые и уникальные люди. Я хочу, чтобы и в других странах узнали об этой нации, увидели их.
В одну из своих поездок Янь Яя встретила на Памире высокую старушку по имени Нишахан. Одетая в черное, она всегда стояла на холме, когда Янь Яя проходила мимо.
Я считала ее своим ангелом, стоящим на горе. Мне казалось, что она оберегает меня. Однажды я решила с ней познакомиться и подошла поближе. Из глаз старушки текли слезы, она была счастлива. Бабушка поцеловала меня в лоб, и я поняла, что должна ее нарисовать.
Вернувшись в Пекин, Янь Яя не выходила из мастерской 20 дней. Она писала бабушку Нишахан и знала, что эта работа принесет ей удачу. Потом она сфотографировала портрет и подарила снимок своей героине. Старушка Нишахан была растрогана – ведь ее никогда никто не фотографировал, и уж тем более не писал ее портретов.
С тех пор портрет бабушки Нишахан побывал на выставках во многих странах, его не раз пытались купить, но Янь Яя говорит, что эта работа имеет особое значение и она никогда не расстанется со своей бабушкой.
Анна ЭПШТЕЙН
Читайте также:
Китайский дневник Александра Шаромова