НЕ СКИФЫ МЫ
Или скифы и азиаты, как писал поэт? С раскосыми и жадными…
Многие ученые, например, считают, что глаза были вовсе у скифов не раскосые, а вполне себе славянские, и вообще – скифы это те, от которых все славянские племена и пошли. И в языке много общих корней, и еще много всего другого, общего. В чем одни ученые уверены, а другие им говорят – вы вообще в своем уме? И другую версию выдвигают, совсем далекую от этой. А поскольку ученых много, больше, чем скифов было, то есть – тьмы и тьмы и тьмы и тьмы, то попробуйте, сразитесь с ними!
Не советую. Каждый на себя одеяло тянет. И чем больше слушаешь и читаешь скифоведов, тем больше вопросов возникает.
Тьма вопросов. А ответа и одного, к истине приближенного, не наберется. Но если и наберется, то как узнать – истинный это ответ или так… Поди проверь, что называется.
И чем глубже погружаешься в пучину знаний, или того, что ими считается, чем больше падаешь в глубь веков – тем темнее кромешная эта тема.
Вот есть игра известная. Овощь – огурец. Фрукт – яблоко.
Скифы – дикие, древние, раскосые, племена-кочевники. Курганы и золото. И Блок.
Но что интересно…
Обнаружила я забавный феномен. Все нормальные люди, особенно женщины, склонны или скрывать, или уменьшать свой возраст. (Говорят, женщин, которые называют спокойно цифру в определенном возрасте, надо опасаться. От такой хорошего не жди… Так говорят. Надеюсь, шутят, потому что я спокойно называю возраст, но вроде меня никто не боится, даже обидно).
А все народы, особенно немолодые, с точностью до наоборот, склонны свой возраст делать самым древним на планете.
Мы самая древняя цивилизация!
Нет, не вы, а мы!
Какие еще вы, когда мы? Самые древние-предревние и самые цивилизованные, культура наша самая культурная, от нее все пошло, в том числе и человечество у нас зародилось. А где же еще!
Люди, повторюсь, уменьшать склонны возраст, а народы – наоборот.
Как минимум, забавно. Но забавно до тех пор, пока не узнаешь, что мир полон… скифанутых, что называется, на всю голову.
То есть, народы борятся за право своей принадлежности к каким-то почти мифическим скифам, которые то ли были, то ли не были. Была ли эта культура и цивилизация, а если была, то откуда появилась (откуда?) и куда вдруг испарилась (куда и как?).
Все хотят быть потомками скифов, как будто это какой-то великий, неоспоримый знак качества нации. Еще забавнее, чем с возрастом, правда?
Как будто, если их скифами признают, потомками то есть, то все золото скифов им достанется, все курганы темные и все изобретения, уникальные, между прочим. Если, опять же, верить разноголосым источникам.
Посмотрела я документальный фильм про скифов, один из, а потом почитала комментарии.
Столько удовольствия давно не получала.
Во-первых, в комментариях под фильмом всевозможные национальности жутко переругались, с матом и посыланиями. Каждый с пеной у рта и кучей аргументов и документов доказывал оппоненту, что именно его народ – потомок скифов. А другой, с такой же пеной и пачкой исторических подтверждений, ему затыкал рот и говорил – ахахаха, это вы-то скифы? Да вы себя в зеркале видели?
Ужас, как они там ругаются за право этой чести.
И вдруг появляется комментарий на чистом украинском языке написанный, где украинский парень пишет спокойно – пока вы тут все ругаетесь, я вам страшную вещь скажу. Только не обижайтесь.
На самом деле, пишет этот парубок, скифы – пра-пра-пра-прадеды наши, украинские. И опять масса аргументов и доказательств.
При этом комментаторы ничем от ученых не отличаются, разве что ученые не матерятся публично так. Никто ничего не знает точно, но все знают всё. Скифанутость налицо.
И все же тема интересная, меня она захватила и я чуть тоже не скифанулась на этой почве….
А интересна она тем, во-первых, что ею «болел» серебряный век.
Поэты любили скифов. Блок, Цветаева, Брюсов…
Марина Цветаева
СКИФСКИЕ
Из недр и на ветвь – рысями!
Из недр и на ветр – свистами!
Гусиным пером писаны?
Да это ж стрела скифская!
Крутого крыла грифова
Последняя зга – Скифия!
Сосед, не спеши! Нечего
Спешить, коли верст – тысячи.
Разменной стрелой встречною
Когда-нибудь там – спишемся!
Великая – и – тихая
Меж мной и тобой – Скифия…
И спи, молодой, смутный мой
Сириец, стрелу смертную
Леилами – и – лютнями
Глуша…
Не ушам смертного –
(Единожды в век слышимый)
Эпический бег – Скифии!
11 февраля 1923
Или Валерий Брюсов.
МЫ - СКИФЫ
(отрывок)
Мы — те, об ком шептали в старину,
С невольной дрожью, эллинские мифы:
Народ, взлюбивший буйство и войну,
Сыны Геракла и Эхидны,— скифы.
Вкруг моря Черного, в пустых степях,
Как демоны, мы облетали быстро,
Являясь вдруг, чтоб сеять всюду страх:
К верховьям Тигра иль к низовьям Истра….
1916
Блока все в школе проходили… Помним.
Да, ведь и Андрей Белый…. Даже вступил в литературную группу «СкифЫ», написал немало эссе и статей на эту тему, она занимала значительное место в его мировоззрении и творчестве.
И вот не покидает чувство, что существование скифов кажется более реалистичным, когда читаешь поэтов, чем... когда слушаешь ученых. И что именно такими они были, какими поэтам виделись и слышались. Великая магия искусства?
Между тем, ученые не успокаиваются. Как все загадочное и неведомое, тема скифов притягивает и притягивает.
Ведь есть и весомые аргументы у них, конечно, есть, пусть и не так много, пусть спорные они.
Очень интересовались скифами греческие историки. Больше всего меня привлекло в их описаниях скифских феноменов жизни и культуры вот что - отношение скифов к дружбе. Покровителями, божествами дружбы считали скифов греки.
Иметь больше двух-трех друзей – это распутство.
Например, в сочинении Лукиана «Toxaris sive Amicitia» (Токсарид, или Дружба) представленном в виде диалога между скифом Токсаридом и греком Мнесиппом о дружбе есть интересные сведения о том, что же такое была дружба у скифов в древности:
Итак, знай, что скифы ничего не признают выше дружбы, что ни один скиф ничего не станет так восхвалять, как разделение с другом его трудов и опасностей; равным образом у нас считается самой тяжкой обидой, если тебя сочтут изменником дружбе. Оттого мы и почитаем Ореста с Пиладом, выдававшихся в этой близкой скифам добродетели и отличавшихся дружбой, — этим мы более всего восхищаемся. Поэтому мы прозвали их «Кораки» — на нашем языке это все равно, что сказать «божества, покровители дружбы»».
Соревнуясь в убеждении друг друга в более достойном отношении к дружеским чувствам и тот, и другой приводят аргументы и доказательства своей правоты заслуживающие внимания хотя бы тем, что все они могут быть приняты таковыми. Но наиболее интересен эпизод речи Токсарида. Вот скиф упрекает грека:
Прежде всего, я хочу тебе рассказать, каким образом мы находим себе друзей. Не на попойках, как вы, или из тех, что росли вместе или были соседями. Нет, когда мы видим какого-нибудь человека, доблестного и способного совершать великие подвиги, мы все спешим к нему, и то, что вы считаете необходимым делать при сватовстве, то мы делаем, ища друзей. Мы усердно сватаемся, делаем все, чтобы добиться дружбы и не показаться недостойными ее».
Скифы закрепляли дружеские узы специальным ритуалом. Для этого в чашу наливалось вино и смешивалось с кровью самих друзей, а затем выпивалось ими после определенных клятв. Скиф не мог иметь больше 2-3 друзей, иначе он считался чем-то вроде распутной женщины.
А ведь, если вдуматься, то с возрастом и мы приходим к двум-трем, а то и одному другу. Но зато проверенному, настоящему. Скифы же (давайте поверим, так хочется!) изначально выбирали друзей серьезнее, чем невесту. И я сними согласна.
И все же давайте попробуем довериться историкам, ведь в наследство человечеству достались свидетельства древних летописцев и многочисленные находки археологов.
ЧЕМУ СКИФЫ НАУЧИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Историки буквально по крупицам собирают сведения о скифах. О золоте скифов знают все или почти все. Артефакты из курганов - украшение любого крупного музея мира, начиная с Эрмитажа.
О золоте – да, но есть ведь и иное скифское наследство, о котором мало кто знает. Первые штанишки и рукава, первые всадники на континенте и первые конезаводчики с таким генетическим разнообразием лошадок, что и не снилось нынешним; первая парная баня, с коноплей, скрабами, эфирными маслами, первое седло-подушка, стремена, поводья, первый так называемый «боевой» пояс...
Признаюсь, я позавидовала скифам по части их беспробудных, с детства, возлияний, поскольку очень хочется иногда, а нельзя.
Геродот пишет, что не только взрослые скифы-воины упивались до беспамятства, пили с самого раннего детства мужчины и женщины, дети и старики. То, что даже в те дикие времена у других народов было постыдным, служило скифам предметом гордости.
То есть, и в этом у них были свои предпочтения и свобода. «Вам стыдно, а для нас – ценно».
И все же – в каком народе оставили свой след скифы? Неужели бесследно исчезли?
И опять. Это вопрос веры ученым.
Вот две цитаты авторитетных ученых, французского и нашего.
Жорж Дюмезиль — лингвист, мифолог (Франция):
"Уже полтора века известно, что скифы исчезли не бесследно: их последними потомками являются через алан кавказцы-осетины.Они - последний осколок обширной группы племен которые античные авторы называли скифами, сарматами и аланами".
Сергей Арутюнов — этнолог, историк, археолог, член-корр РАН:
"…Это как матрешка: вы открываете киммерийскую куклу и вынимаете скифскую куклу, потом вы открываете скифскую куклу и вынимаете оттуда сармата, потом вы открываете сармата и вынимаете оттуда алана, потом вы открываете алана и вынимаете оттуда уж совсем маленькую последнюю куколку – осетина".
Давайте поверим! Так хочется думать, что были. Что не бесследно исчезли. Что матрешка эта, о которой Сергей Арутюнов пишет, бесконечна….
Ведь мы уже знаем, что ничего не знаем.