Люди КИНЕМАТОГРАФ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ
Вход Регистрация
Меню
Горец года 2019 Время голосовать
участвовать
Вход Регистрация


Увеличить/уменьшить шрифт
+A -a

КИНЕМАТОГРАФ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ

20 февраля 2017 | Карина БЕСОЛТИ
27824
588
-

 Темина Туаева. Обработка фото: Светлана Санникова

Кинематограф как предчувствие, как территория смыслов и такой манкой для творца и зрителя свободы. Каждый может найти на этом бесконечном поле свое собственное «Я». Как нашла его Темина Туаева, посвятившая свою жизнь кинодокументалистике. Режиссер, продюсер и вдохновитель, автор многих фильмов и обладатель коллекции наград разнообразных отечественных и международных кинофестивалей, она открыла миру захватывающую дух историю странствий, завоеваний, подвигов, культуры и быта древней Алании. Журнал «Горец» поговорил с Теминой Туаевой и понял: главный секрет счастья – это когда любимое дело становится работой.


«Когда я вырасту и стану великаном...»


 

Темина Туаева родилась 16 сентября 1945 года во Владикавказе в семье писателя-драматурга Давида Туаева и переводчика, журналиста Любови Саламовой. С первых шагов, слов, мыслей – вокруг люди крупные, состоявшиеся.  Такое начало и не сулило заурядной жизненной дороги.

 

Я помню свое детство отрывками, отдельными яркими фрагментами. Думаю, это в силу характера – не могу или не умею смотреть назад, только непреодолимое стремление идти вперед-вперед и вперед. Мне интересно, что там, за горизонтом. А если говорить о детстве, на меня большое влияние оказала семья. И горы.

 

С раннего детства ездила к своим тетушкам Анюте и Ксении в Зарамаг и Сатат, проводила с ними все лето, пасла гусей, таскала воду, когда гнали араку и пиво. Помню, у тети была корова, которую звали Теминой, первое время она даже стеснялась окликать ее при мне по имени (улыбается). Представляете, кроху стеснялась!

 

Что бы я понимала в этой жизни, если бы не жизнь в горах с родными? Любила бы так свой народ? Мне действительно повезло с окружением. Часто задавалась вопросом: «Достойна ли я этих благороднейших людей?»

 

Жизнь в горах была очень насыщенной, полной событий. На зарамагской турбазе была хорошая библиотека и была возможность и время перечитать не только классику, но и современных авторов. Там впервые я прочла Ивлина Во и Уильяма Сарояна.

 

Каждый день мы ходила в клуб геологоразведочной партии, туда ежедневно привозили новые фильмы. Так работала система кинопроката Советского Союза - отлаженный «смазанный» механизм. Новые фильмы тогда смотрели все, вплоть до чабанов на высокогорных пастбищах. Как в «Мимино», помните?

 

Маленькая Темина с папой, драматургом Давидом Туаевым Еще о киношколе… во время обучения в последних классах школы мы проходили практику на стекольно-изоляторном заводе. Все стремились попасть в цех, где делали изоляторы и посуду, там было чисто и светло. А я по юности была «перпендикулярна» мейнстриму, мне обязательно надо было поступать не так как все – вот я и записалась ученицей токаря. Дядя Коля отпускал меня с практики и я убегала в парк – покупала билет в летний кинотеатр и смотрела по 3-4 фильма за раз. Потом обязательно читала рецензии в журнале «Советский экран». Так я училась понимать, анализировать фильмы, сверять со своими впечатлениями. Потому, что уже определилась с главным направлением в моей жизни – кино.

 

Папа был драматург, поэтому вся мое детство неразрывно связано с искусством - театром. Дети актеров, писателей каждый выходной день собирались в театре. Мы ходили на все спектакли, не говоря уже о премьерах, вечерах, концертах. В перерывах – бегали шумной толпой, играли, резвились, но во время спектаклей сидели тихо, как мышки.

 

Я выросла в театре, мечтала даже пойти в актрисы, занималась с Серафимой Икаевой (актриса Северо-Осетинского драматического театра – прим. ред.), но папа был против. Он всегда брал меня с собой на съезды, показы. Бывали случаи – он проведет меня «подпольно» на какой-нибудь показ, а меня обнаружат и выведут – маленькая еще.

 

А какие люди собирались у нас дома! Писатели, театральные деятели, знаменитости, приезжавшие в Осетию. Прекрасно помню красавицу Цилю (Цецилия Джатиева – прим. ред.) – возлюбленную Мстислава Ростроповича, как она сидит на маленьком нашем диванчике, поджав ноги, и разговаривает с папой. Не было в этих людях ничего пустого и случайного, удельный вес их был высок. Общение с такими людьми стало для меня прекрасной школой жизни».

 

Страна Коктебель  

Коктебель и дружба длиною в жизнь


 

Живописное курортное местечко Коктебель в Крыму было популярно еще в конце позапрошлого века. Но легендарным оно стало позже, благодаря поэту и художнику Максимилиану Волошину, счастливо решившему здесь поселиться. Его дом в Коктебеле стал центром паломничества для людей искусства, местом, в котором можно было скрыться от внешнего мира, погрузиться в себя, полностью отдаться творчеству. В 1930-х Волошин передал свою усадьбу Союзу писателей. Так родился Дом творчества "Коктебель".

С 1952 года мы каждое лето ездили в Коктебель. Боже мой, какие потрясающие встречи и впечатления! Помню Марию Степановну Волошину, вдову Максимилиана Александровича, вечера поэзии, которые проходили в знаменитой Волошинской башне. Я встречала там легендарных сегодня поэтов-шестидесятников - героев романа Василия Аксенова «Таинственная страсть»: Евгения Евтушенко, Беллу Ахмадуллину, Андрея Вознесенского…

 

В Коктебеле я впервые услышала песни Булата Окуджава – мы переодевались на пляже, а в соседней кабинке Роберт Рождественский напевал «Синий троллейбус» (смеется).

 

Как сейчас перед глазами патриарх украинской поэзии Максим Рыльский в сопровождении многочисленной свиты. Ходил он только в вышиванке, а жена его – с непременной короной из заплетенной косы. Помню, как со знаменитым тогда писателем сказочником Евгением Пермяком мы собирали  на пляже воспетые многими писателями коктебельские камешки. Моей сестре Зарине тогда повезло, она нашла «куриного бога»  –  камень с дырочкой.

 

Кого я только не встречала в Коктебеле… Помню, зашла в библиотеку, а там за роялем Максим Шостакович и его друзья – золотая молодежь той эпохи, разучивают твист… В Коктебеле я познакомилась и с Таней Полторацкой, мы почти каждый год летом встречались там и очень подружились. Сейчас она живет в Париже.

 

Наша дружба с Таней сыграла в моем становлении очень большую роль. Она из прекрасной интеллигентной семьи, много знала, читала, видела и щедро делилась этими знаниями со мной. Ее отец - Виктор Полторацкий (Громов) был известным в те годы поэтом и журналистом. Танечка училась в МГУ на вечернем отделении и работала в библиотеке Центрального Дома литераторов.

 

Студенчество. На каникулах в Дзинаге Студенчество. На каникулах в Дзинаге

 

Во время учебы во ВГИКе я, благодаря ей, постоянно бывала в ЦДЛ: ходила на мероприятия, концерты, премьеры, имела доступ к богатейшим книжным фондам библиотеки. От Тани я впервые узнала о Цветаевой и Северянине, Гумилеве и Ахматовой. Она открыла мне не только Серебряный век, но и «сориентировала» в русском искусстве и литературе. Там же, в библиотеке ЦДЛ, я впервые прочла Мережковского, Гиппиус, Надю Львову.

 

Пробовать, ошибаться, снова пробовать…

 

Первое свое образование, будто отдавая дань семейной традиции «служения слову»,

Темина Туаева получила на филологическом факультете Северо-Осетинского университета имени К.Л. Хетагурова.

 

Студенчество. Темине Туаевой 18

Филфак все-таки был ошибкой. Очень жалею, что никто мне тогда не подсказал пойти учиться на факультет иностранных языков. Больше пользы было бы. В зрелом возрасте у меня не получается сидеть и зубрить языки, усидчивости не хватает. Да и не в моем характере заниматься нудным, пусть и нужным делом, мои мысли всегда где-то далеко. А вот если бы сразу после школы – по молодости, пока память цепкая...

 

Считаю, что четыре года учебы на филфаке были потерей времени. Единственный плюс –  на последнем курсе стала сотрудничать с Северо-Кавказской студией кинохроники, писала дикторские тексты, печаталась и «слушалась» на радио.

 

Тогда все вокруг зачитывались произведениями Экзюпери, и я под его влиянием тоже писала миниатюры. Например, про клоуна, который ходит на голове, потому что ему кажется, что он «носит» на голове земной шар.

 

Кино. Начало

 

Кинематографическая страница в жизни Темины Туаевой началась в 1967 году,

когда юная выпускница СОГУ отправилась в Москву, чтобы стать первой осетинкой – выпускницей киноведческого факультета ВГИК.

 

Я поступила во ВГИК сразу после окончания филфака. Взяла направление, сдала за неделю в сентябре семь экзаменов и отправилась вслед за своим курсом убирать картошку в подмосковное Петрищево.

 

Нашим мастером была известный киновед Нина Петровна Туманова. Ее родная сестра заведовала отделом идеологии в ЦК партии. Жили они в легендарном «Доме на набережной», где мы тоже частенько бывали. В отличие от других маститых киноведов, которые вели свои мастерские на других курсах и появлялись крайне редко, Нина Петровна занималась нами основательно, еженедельно.

 

Один из 3656 рабочих дней редактором киножурнала  «Северный Кавказ» Бесценный опыт обучения во ВГИКе, работа в киноредакции Северо-Осетинского телевидения, редактором киножурнала «Северный Кавказ» на Северо-Кавказской студии кинохроники, насыщенная творческая жизнь – все это очень расширило границы моего мироощущения.

 

Человек, который варится в «собственном соку», никогда не выезжает за пределы своего региона, города  – на мой взгляд, у него не может быть этого ощущения пространства, когда ты чувствуешь себя активной функционирующей частицей нашего огромного мира.

 

В 1986 году я открыла Северо-Кавказское отделение Бюро пропаганды Советского кино. Работали мы в четырех автономных республиках и в Ставропольском крае. В 1992 году мы уже проводили до полутора тысяч мероприятий в году. В том же году Гайдар «отпустил» цены, начала рушиться экономика страны, но появился кинорынок, в который мы вошли органично, потому что в Бюро пропаганды мы работали на хозрасчете, содержали себя сами. Экономическая ситуация в стране не позволила заниматься ни пропагандой кино, ни концертной, ни коммерческой деятельностью. Замечательное дело рухнуло под обломками страны.

 

Затем была работа в киноконцертном отделе Министерства культуры РСО-Алания, а в 2002 году мы с супругом, оператором-режиссером Бертом Бзаровым открыли собственные студии – «Кинематографист» и «Нарт-Арт студия».  И я начала ездить и снимать в разных странах – так мой мир еще больше расширился. Ты ездишь по колоссальным территориям от Тывы до Великобритании, видишь и снимаешь разные исторические пласты, и у тебя есть возможность видеть все собственными глазами, встречаться с выдающимися учеными, где самим делать открытия – а потом как «горячие пирожки» нести это своим соотечественникам. Разве это не счастье?

 

 

Темина Туаева (в центре) и Руслан Бзаров (справа) на ясском празднике. Ясшаг, Венгрия. 2016 г.

 

Аланский след

 

Особую известность и любовь зрителя Темине Туаевой принес цикл документальных фильмов об истории Алании и аланах - предках осетин, их странствиях и многочисленных следах на мировой карте.

Миссия ли это? Не знаю. Наверное, Господь так управил. Как все началось? Однажды известный в Осетии врач Алихан Торчинов привез книгу на английском языке «Варварские корни великой английской легенды», в которой рассказывалось об аланских корнях легендарного короля Артура, о связях алан, сарматов и кельтов.

 

Автор книги антрополог и этнограф, журналист и просто неутомимый исследователь тайн древних цивилизаций Говард Рид связывает зарождение рыцарства и артурианской традиции  с прибывшими в Британию сарматами и принесенной ими культурой. 

 

Надо сказать, что в Осетии книга произвела сильное впечатление. Ее перевели на русский и уже в таком виде она попала ко мне. Я проконсультировалась с известным языковедом, профессором Тамерланом Гуриевым и предложила написать сценарий. Получила поддержку, но для того, чтобы запуститься с фильмом, нужно было заручиться поддержкой федеральных телеканалов. С этим помог Алексей Пищулин, который тогда возглавлял продюсерский центр телеканала ТВЦ. Потом он принял мое предложение стать режиссером фильма о короле Артуре и мы поехали в Англию – собирать материалы к картине и с намерением обязательно найти Говарда Рида. Надо сказать, что до этого я никогда не работала за границей и поэтому воспринимала нашу киноэкспедицию в Англию, в какой-то степени, как авантюру.  

 

Мы прилетели в Лондонский аэропорт Хитроу, арендовали с Алексеем Юрьевичем машину, он тогда впервые сел за правый руль, и поехали по стране в поисках артуровских мест. Нашли мы и Говарда Рида, познакомились, он принял наше приглашение и спустя некоторое время приехал к нам в Осетию с ответным визитом. А осенью мы снова – на съемки в Англию, жили уже у Говарда дома и объездили с ним на его машине всю страну, вплоть до границы с Шотландией, то есть до Адрианова вала, который во II веке в составе римского войска охраняли несколько тысяч сарматов.

 

С этого момента пошло-поехало: «Аланы. Дорога на Запад», «Венгерская Алания», «С Осетией в сердце», «Северные Аланы», «В поисках асутов», «Китай. Аланский след»… Всего девять фильмов. Это Божье провидение. Уверена, что я просто инструмент в руках высших сил.

 

Мне вообще повезло. Все, с кем мне пришлось работать – режиссеры: А. Пищулин, Р. Гаспарянц, В. Вороков, М. Сулейманов, С. Цориев, операторы: А. Бзаров, Р. Макиев, М. Немысский, Р. Битаров, звукорежиссер Аслан Кайтуков, редакторы: Ф.Тедеева, И. Головлева, Г. Гудушаури – профессионалы и прекрасные, комфортные в работе люди. Я им всем очень благодарна. Кино – дело коллективное.

 

Особое место в моей жизни занимает Руслан Бзаров. Это не только ученый, специалист, без которого содержательная сторона фильмов была бы «жидкая», неубедительная и т.д. Он мой старший, во всех смыслах этого слова – учитель, друг, наставник, советник, пример высокой нравственности… Я очень дорожу нашими отношениями.

 

 

Стоп, снято

 

К 1100-летию Крещения Алании мы сделали сразу несколько фильмов, среди них  «Аланы. Новый завет и «Ясыня», а также замечательные, на мой взгляд, фильмы «Горный Иордан», «Воины Христовы», «Мирный воин», которые сняла продюсер Алана Бзарова, моя дочь. В этом году будем снимать три фильма: в Кабардино-Балкарии об ученом-химике с мировым именем Абдулахе Микитаеве, «Осетию православную» и третий фильм об изобретателе первой в мире фотонаборной машины Викторе Гассиеве будет делать режиссер Рафаэль Гаспарянц.

 

На трех студиях мы создали более 160 картин на всевозможные темы – от фильма «Ловушка для солнца» о знаменитой баксанской нейтринной обсерватории, который, кстати, переведен на английский язык для Института ядерных исследований, до фильма «Игра воображения. Гайто Газданов» об известном писателе, осетине по крови, прозванном в эмиграции "русским Прустом".

 

Возможно с моей стороны это будет нескромно, но я поставила перед собой задачу найти и «вернуть на Родину» потомков алан,  которые ушли в прошлые века в поисках «лучшей доли» или наемниками или в военные походы. Результат есть – венгерские ясы.

 

Хочу особо отметить, что мы продолжаем работу с фильмами и после их завершения. Я не говорю уже о том, что диски с фильмами имеются в продаже. Находятся они в свободном доступе и на Youtube. Пять наших картин переведены на венгерский язык. Почему на венгерский? В Венгрии живут наши братья – ясы, ушедшие в эти земли в эпоху Великого переселения народов. Наши фильмы по истории Алании регулярно показывает спутниковый телеканал «Дунай» (Duna World), который вещает на венгерском по Европе, Америке и Австралии.

 

Еще одна наша картина «Северные аланы», снятая по материалам научных исследований Тура Хэйердала, переведена на английский и «работает» в музее Кон-Тики в Осло.

 

Благодаря Александру Артамонову, директору Дирекции французского вещания «Россия сегодня» с материалами об аланах во Франции смогла ознакомиться франкоязычная аудитория. Потом с этой же темой он пригласил меня в программу «Загадки истории» телеканала Правда.ру, который выходит на трех языках – английском, французском и испанском.

 

Трудно переоценить мою благодарность Министерству образования РСО-Алании за то, что они купили и включили в образовательную программу двадцать наших фильмов, чтобы дети с детства знали историю своего народа.

 

Зрительский опыт

 

Первый фильм, после которого я буквально не могла в себя прийти, был «Гамлет» со Смоктуновским в главной роли. Помню, как выйдя из кинотеатра «Родина», села на ближайшую скамейку и долго-долго сидела, потрясенная увиденным. Очень меня поразил в свое время фильм Бернардо Бертолуччи «Последний император». Люблю эту картину. Перевод, конечно, иногда убивает кино. Например, как перевести фильмы с Челентано? Это же бурлеск, фейерверк, органичный на языке оригинала, но погибающий при переводе. Но вот как раз «Последний император» был исключением из правил и произвел на меня на русском языке такое же впечатление, как и на языке оригинала.

 

Еще из любимого – фильм «Ущерб» Луи Маля, «Опасные связи» с гениальным Джоном Малковичем и вообще все фильма Стивена Фрирза. После картины Агнешки Холланд «Последнее затмение» я поняла, насколько талантлив Леонардо Ди Каприо, актер просто потрясающей энергетики.

 

Любимые фильмы? Их очень много. Было бы странно ограничить себя пусть даже десятью картинами, это значит обрезать мир вокруг себя, загнать себя в какую-то коробку, лишив свежего воздуха. Для меня загадка те люди, которые могут ответить однозначно на вопрос – твой любимый писатель, твой любимый актер… У каждого столько красок, столько нюансов в характере, в миропонимании, в мирообъяснении. Это все равно, как смотреть только в один угол, когда мир развернут вокруг тебя на все 360 градусов. Фильмы – один из многих «компасов».

 

 Съемки фильма «Древо желания». Редкие минуты перерыва. Марлен Майсурадзе, Темина Туаева и Лика Кавжарадзе



Актерский опыт

 

За свою недолгую актерскую карьеру Темина Туаева сыграла в трех картинах: «Седьмая пятница» Георгия Овчаренко, «Тайна кубачинского браслета» Рафаэля Гаспарянца и «Древо желания» Тенгиза Абуладзе.

Могу назвать свой актерский опыт наполовину удачным. Есть актеры, которые владеют ремеслом и понимают, что они делают. Я же никогда не играла в кадре, просто – была. У меня актерство на бессознательном уровне. В таких ситуациях успех всегда зависит от режиссера: какую задачу он поставит, как ее объяснит, как смонтирует отснятый материал.

 

Почему наполовину удачным? Потому, что мне посчастливилось сняться у выдающегося режиссера мирового кино Тенгиза Абуладзе. Если серьезно говорить о моем «актерстве», роль в его знаменитом фильме «Древо желания», снятом по мотивам рассказов Георгия Леонидзе, я считаю для себя первой и последней.

 

Осенью 1975 года мы поехали к Абуладзе, чтобы пригласить его стать художественным руководителем фильма «Сюрприз» Измаила Бурнацева. Помню, была осень, я только с отдыха –  загорелая, полная сил и энергии… Прошло время и вдруг в январе 1976 года Абуладзе приглашает меня на пробы в своем новом фильме. Я лечу в Тбилиси, успешно прохожу пробы и летом на три месяца уезжаю на съемки со своей пятилетней дочерью Аланой.

 

Сегодня «Древо желания» имеется во всех фильмотеках мира и считается классикой кино. Помню, мне даже передавал привет Ричард Гир, который не поверил, что я непрофессиональная актриса.

 

После «Древа желания» меня пригласили на «Таджикфильм» в музыкальную комедию «Седьмая пятница» Георгия Овчаренко, а следующая эпизодическая роль в фильме Рафаэля Гаспарянца «Тайна кубачинского браслета» поставила жирную точку в моей недолгой актерской карьере.

 

На съемках фильма «Древо желания»


 

О любви...


 

Долгий и счастливый брак длиною в 43 года – супругом Темины Туаевой был режиссер Альберт Бзаров.



То, что мы оба творческие люди нам абсолютно не мешало, наоборот, мы хорошо понимали друг друга. Вначале, когда я работала редактором, Берт привлекал меня в свои проекты в качестве сценариста, мы вместе сделали несколько картин: «Золотое кольцо России», «Селигер» на «Леннаучфильме», потом были «Монолог» о солистке балета Большого театра Светлане Адырхаевой и «Крещендо» о дирижере Веронике Дударовой, снятые на Северо-Осетинском телевидении.

 

Я всегда воспринимала нас как единое целое. Мы были друг для друга и «локомотивами», и «вагонетками». Он был блестящий оператор. На одном из ВГИКовских кинофестивалей в конкурсе участвовали три его игровых студенческих проекта. Ираклий Квирикадзе тогда отмечал, что лучше Берта портреты никто не снимает. Но поработать в Осетии в игровом кино не случилось.

 

Сразу после ВГИКа на Лендокфильме он с Пашей Медведевым снял картину о взятии Зимнего дворца. Вернее, о его «не взятии». В основу фильма были положены дневники членов Временного правительства. Картина шла вразрез с официальной советской историей и ее, естественно, положили на «полку». Уже в перестройку, когда пересматривали «полочный» материал, операторская работа в фильме была признана лучшей на студии за все годы. И Берту прислали диплом. Через много-много лет.

 

Во время съемок во Франции. Темина Туаева, Альберт Бзаров и Николя Планше (переводчик и куратор съемок) в осетинской диаспоре в Париже

 

Мы с Бертом удачно совпали характерами – он был очень открытый человек, компанейский, веселый, с великолепным чувством юмора. Жизнь у нас кипела: съемки, фестивали, интересные знакомства, сама атмосфера на студиях дорогого стоила.

 

Мы никогда не садились за стол одни, особенно вечерами. В нашем доме всегда были гости. Кто только не сидел за вот этим столом – Леонид Каневский, Ивар Калныньш, Светлана Тома, Светлана Светличная, Николай Озеров… Счастливое было время!

 

Берт был человек несовременный, не умел и не любил «пиариться». И навсегда остался для меня примером «чистоплотности» в жизни. Шесть лет как его нет с нами.

 

P.S. Что я могу сказать напоследок? В мире столько загадок, тайн и при этом открытой информации. Даются даже закрытые до недавнего времени тайные знания. Слава интернету! Самое интересное в этой жизни - попытаться понять: Кто ты, Что ты, Зачем ты? Ответы на эти вопросы есть и содержание, и смысл всего сущего. Богу бы я задала бы один вопрос – ЗАЧЕМ?

А давай, в следующий раз поговорим о политике, о судьбах мира? Ведь сейчас решается судьба очередной гуманоидной цивилизации на Земле. Вот что интересно.

 

Записала Карина БЕСОЛТИ

Фото: личный архив Темины Туаевой

©Федеральный познавательный журнал «Горец»

Для тех, кто любит высоту





Подробно на сайте Это Кавказ:
https://etokavkaz.ru/kultura/makhar-vaziev-samoe-strashnoe-kogda-v-teatre-pokoi?utm_campaign=weekly_letter&utm_source=newsletter&utm_medium=email
Поделиться:
Комментариев: 0


Читайте также:






X
Авторизация Регистрация Востановление доступа