Юрий Визбор – человек-эпоха. Один из основателей жанра бардовской песни, поэт, прозаик, актер, альпинист... Его песни, написанные около полувека назад, улетели в народ и давно растасканы на цитаты. Веселые и озорные, задушевные и грустные - у них нет возраста, их распевают и ветераны, и молодежь. В них такой заряд искренности, пронзительных чувств и тихой человеческой мечты, а еще романтики, молодости и чистоты, что к этим песням, как к целебному источнику, хочется приникать вновь и вновь.
Романтика имени Визбора: песни, горы и море. Причем море – суровое северное. Он трижды прошел Северным морским путем, ходил на подлодке, на ледоколах. В горах, в лесах, на байдарках к нему приходили песни, которые потом пела вся страна. В горах и лесах Юрий Визбор писал и свои акварели. «Горы, – как считал Визбор, – не терпят плохих людей».
Визбора знают как актёра, сыгравшего роль Бормана в «Семнадцати мгновениях весны». Однако сам музыкант и актёр гораздо больше роли Бормана любил свои работы в фильмах Шепитько, Асановой и Хуциева, где он играл сам себя – символ поколения 60-х.
Его привлекали мужские профессии. Не случайно его друзьями были альпинисты, горнолыжники, космонавты, шахтеры, нефтяники. Но из всех путешествий и экспедиций он возвращался в Москву, которую очень любил. Он был свой для летчиков, полярников, моряков, артистов... Но особенно своим он был для альпинистов. Он безумно любил горы, они были его второй жизнью. В горах он преображался, становился центром всех событий, настраивал альпинистов на восхождения, много ходил сам и все время работал. Как он любил говорить, "ни дня без песни".
И последняя его поездка тоже была в горы. В альплагерь «Цей» в Осетии весной 1984-го, уже смертельно больным. Здесь же он написал и исполнил последнюю песню, посвященную горам – «Цейский вальс».
![]() ![]() |
«Сегодня невозможно представить современный альпинизм без соответствующего снаряжения и экип.ировки спортсменов. Невозможно представить его и без песен Юрия Визбора. Многие чувства охватывают нас в горах, но не всегда мы можем их выразить, тем более в такой высокой форме, как поэзия, музыка, песня. За нас это сделал Юрий Визбор - он голос нашей души. Его песни - не только поэзия альпинизма, но и средство, с помощью которого люди могут глубже понять себя, открыть, утвердить, одержать победу не только над вершиной, но и над самим собой. Творчество Визбора - это гимн борющемуся и побеждающему Человеку»,- вспоминал о своем друге альпинист Владимир Кавуненко.
Он ушел из жизни в 1984-м, а в августе 85-го на Памире появился пик Визбора, чуть позже - еще один в Цейском ущелье на Кавказе: его друзья, первыми покорившие безымянные до того вершины, нарекли их именем автора «Домбайского вальса» — помните: «Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой» — и знаменитых строк: «Милая моя, солнышко лесное». Они и сегодня согревают и сближают любую компанию. Хотя все реже раздаются — поколение, их напевавшее, поседело, его костры и походы далеко позади.
Жаль, что сегодня в эфире нет места песням Визбора. И некому бросить слушателям спасательный круг: "Нам надо песню допеть, нам надо меньше грустить..." Но ведь сами песни есть!