В московском театре «Мастерская Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Гиганты горы» в постановке режиссера Евгения Каменьковича и актрисы Полины Агуреевой по пьесе Луиджи Пиранделло.
Последняя, неоконченная пьеса итальянского классика Пиранделло широко шла в театрах мира. Руководитель легендарного миланского театра «Пикколо» Джорджо Стрелер обращался к "Гигантам горы" трижды. Спектакль в «Мастерской» — первая серьезная попытка представить отечественному зрителю эту пьесу Пиранделло.
«Нас пьеса заинтересовала, прежде всего потому, что она о художнике, о творчестве, о том, в каких соотношениях должны быть творец и общество», — сказал Евгений Каменькович. — Сам Пиранделло называл свою пьесу «мифом об искусстве».
«Гиганты горы. Незаконченный миф в четырех мгновениях" — так в программке обозначил театр свою новую работу. Последнее, четвертое мгновение сицилиец Луиджи Пиранделло пересказал сыну незадолго до своей кончины. «Истина не то, что вокруг, а то, что каждый создает внутри себя», — писал Пиранделло.
Импровизация - творческий почерк Евгения Каменьковича со времен его преподавания на авторских курсах Фоменко в ГИТИСЕ. Не изменяет ему Каменькович и в "Гигантах горы". Непредсказуемую атмосферу, кроме актерских этюдов, создают машина ветра, высекатель молний, громкоговоритель. Все персонажи - в колпаках и балахонах.
В лучших традициях Пиранделло, стирающего грани между актерами, режиссерами, зрителями – Полина Агуреева в этой постановке не просто в главной роли. Евгений Каменькович еле уговорил ее значиться хотя бы в постановщиках, но она в "Гигантах горы" и режиссер, и сценограф, и композитор.
Парадоксально, что персонажи Арчифа, Дорнио, Куккурулло, Боллаккьяно, Болаффьо, Старая Кароккья, невеста Ума, жених Лопардо под общим именем "гиганты горы" на сцене не появляются. Мы их мыслим.
Сергей ФИЛИН