Люди ДЖИВАН ГАСПАРЯН. МОЛИТВА ВАРПЕТА
Вход Регистрация
Меню
Горец года 2019 Время голосовать
участвовать
Вход Регистрация


Увеличить/уменьшить шрифт
+A -a

ДЖИВАН ГАСПАРЯН. МОЛИТВА ВАРПЕТА

28 апреля 2011 | Автор: Лора ЦИЦИАН
29806
3184
-

Дживан Гаспарян | журнал ГОРЕЦ Под звуки его дудука Том Хенкс расшифровал «Код да Винчи», Христос прошел «Последнее искушение» у Мартина Скорсезе и поднимался на Голгофу в «Страстях Христовых» Мела Гибсона. Голливудский «Гладиатор» в исполнении Рассела Кроу любил, сражался и погибал тоже под его музыку. Сегодня дядя Дживан, как его все называют, – самый именитый киномузыкант. Впрочем, кино с самого детства играет в его жизни особую, мистическую роль.

 ПО НОТАМ ПАМЯТИ

 

Он не очень хорошо говорит по-русски, совсем плохо – по-английски, но безукоризненно – на родном армянском. И этого достаточно. Несмотря на «трудности перевода» его прекрасно понимают в любой точке мира. Потому, что его голос – дудук, его язык – музыка. А концерты мастера – не просто концерты. События для памяти. Мелодия памяти.

 

 

ДЖИВАН ГАСПАРЯН. Молитва варпета ДЖИВАН ГАСПАРЯН. Молитва варпета

 

«ДО». НЕМОЕ КИНО

 

Эта история началась в далеком 1928 году. В селе Солаг, затерянном в горах Армении, родился мальчик. Назвали мальчика старинным именем Дживан. Ему было всего шесть, когда умерла мама, двенадцать – когда началась война и отца забрали на фронт. Там он и погиб. А мальчик оказался в детдоме.

 

Любовь с первого звука случилась с Дживаном в местном кинотеатре «Москва». Там крутили немое кино, а за таперов играли дудукисты. Маленький Дживан услышал дудук и понял: умрет, если не будет играть так, как эти музыканты. Мальчик бегал в «Москву» при каждом удобном и неудобном случае. Его запомнили: пацаненок приходил, садился, закрывал глаза и слушал… И тайком стал копить деньги. Настал день, когда Дживан пришел и протянул таперам взмокшую ладошку с монетами: «Научите меня играть так же». Учить мальчика музыке таперы не стали. Но пожалев мальчика, один из них протянул ему свой инструмент: «Учись сам, сынок».

 

Маленький Дживан играл день и ночь. Шесть месяцев. Надоел всем соседям. А потом пришел к тому музыканту: «Вот, послушайте, как я играю. Если могу играть – буду продолжать, а нет – забирайте свой дудук обратно». И заиграл… А когда закончил, старый тапер заплакал. И подарил мальчику еще один, хороший дудук: «Играй. Кажется, ты человеком вырастешь». Звали того тапера Маркар Маргарян. Он умер в 1943 г., так и не узнав, в какое будущее открыл Дживану дорогу.

 

 «РЕ». ЧАСЫ ОТ СТАЛИНА

 

Дживан осваивал дудук сам – не зная нот и музыкальной грамоты. К 18 годам его хорошо знали в Армении. Неполных двадцати он вышел на сцену Большого театра. Тот день Дживан Гаспарян помнит, как сегодня: ведь он играл перед самим Вождем! «Я, тогда еще совсем пацан, играл соло на сцене Большого театра на смотре мастеров искусств союзных республик, – вспоминал он потом в многочисленных интервью. – Нас слушало все Политбюро. И Сталин. Я играл Саят-Нову и даже стеснялся на Сталина смотреть. Он курил и пил красное вино. Эта картина у меня и сейчас перед глазами. Потом поставил стакан на стол и очень-очень внимательно слушал. Кончив играть, я убежал со сцены. Потом за кулисы пришли двое и говорят мне: “Иди с нами, сынок”. Я очень испугался: может, что-то не то сделал? Меня привели в какую-то комнату и вручили красную коробочку: “Это тебе подарок от Иосифа Виссарионовича”. Открываю, а там часы “Победа”. Я очень обрадовался, ведь жили мы бедно. На следующий день ребята из ансамбля захотели есть. “Тебе, вроде, часы подарили?” – сказал кто-то. Я продал часы и угостил друзей пивом с пирожками. Молодой был, глупый», – сокрушается теперь дядя Дживан.

 

Ансамбль народных инструментов, 1944 г. (в центре 16-летний Дживан Гаспарян)

Ансамбль народных инструментов, 1944 год. В центре 16-летний Дживан Гаспарян

 

О подарке Сталина говорил весь Ереван. Дживана заметили и пригласили в профессиональные музыканты. И этот день он запомнил на всю жизнь: его принимали в Ансамбль песни и пляски Армянской ССР! Дживан держал экзамен перед самим Татулом Алтуняном. Увидев маленького худого парнишку с дудуком, худрук ансамбля не скрыл разочарования: «И этот ребенок станет солистом национального ансамбля?!» Смущенный Дживан поднес дудук к губам. И всякие сомнения мгновенно исчезли: «Пишите приказ. Немедленно. Пусть работает».

 

«Был четверг, – вспоминает Дживан Гаспарян, – пятницу и субботу мы репетировали с ансамблем, и в воскресенье я впервые вышел с ним на сцену». Потом это пересказывали, как легенду: в два дня и совершенно без нот Дживан выучил всю программу. Он не умел тогда читать ноты – музыкальной грамоте он научится позже – в консерватории.

 

До перестройки Дживан Гаспарян объездил с гастролями всю шестую часть суши. Выбирался и на другие части: в США, к примеру, он впервые попал в 1956-м. «Это была культурная сборная Советского Союза», – смеется музыкант, – Украинский гопак, нанайская борьба, ленинградский балет, ансамбль Моисеева и армянский ансамбль тоже – 250 человек!»

Ходили кучкой, а с земляками встречались только на концертах. Диаспора забивала залы: дудук Дживана утолял тоску по родине.

 

 

 «МИ». ЗВЕЗДА ГОЛЛИВУДА

 

В 1988 году Дживану Гаспаряну исполнилось 60 лет. Большинство людей в этом возрасте прилегли бы на лавры, тем более что лавров собралось предостаточно: одних золотых медалей Международных фестивалей под эгидой ЮНЕСКО четыре штуки. Но оказалось, что в 60 жизнь только начинается: Народного артиста Армении пригласили в Голливуд.

 

Как водится, все произошло случайно. Перестройка откинула железный занавес, и в Москву потянулись знаменитости со всего света. И в их числе Брайан Ино – музыкант и продюсер, мировой авторитет в области электронной и этнической музыки. На фирме «Мелодия» он слушал пластинки с музыкой народов СССР. «О, это то, что надо, – обрадовался мистер Ино, – а что это такое?». Оказалось, дудук Гаспаряна: пластинка, записанная в 1983 г., называлась строчкой из стихотворения армянского ашуга Саят-Новы «Я не буду грустить в этом мире». Дживана Гаспаряна нашли и пригласили в Лондон: писать пластинки, давать концерты. После этого Дживан пошел нарасхват.

 

А дома, в Армении, становилось все хуже: не было света, еды, денег. Заработков не стало совсем, и Дживан решился: собрал семью и сел в самолет до Лос-Анджелеса. В Америке оказалось, что его время пришло. Все случилось в точности так, как еще в 50-х предсказал композитор Артур Онеггер: люди, наглотавшись серной кислоты, т.е. авангарда, будут глотать спасительный сироп народной музыки. Этническая музыка покинула национальные резервации и стала музыкальным мейнстримом. Англоязычный термин world music, т.е. музыка мира, описал ее суть как нельзя точнее.

 

Этно вошло в моду и легло на душу – и не только народу, в глубинах которого родилось. Армянский дудук с вневременным звучанием, музыка, как печальная и светлая молитва, нашла отклик в сердцах публики. И не только слушателей, но и творцов: дудук пришелся ко двору в Голливуде. Первопроходцем тут оказался Питер Гэбриэл, автор саундтрека к фильму «Последнее искушение Христа». И дудук услышали: режиссеры и композиторы «фабрики грез» выстроились в очередь к Дживану.

 

 

 «ФА». «ГЛАДИАТОР» И ДРУГИЕ

 

«Питеру Гэбриэлу понравилась наша музыка, – вспоминает теперь Дживан. – Он взял запись, сделал аранжировку… Он меня тогда и не знал. Потом мы с Питером стали близкими друзьями, много музыки вместе записали».

 

Потом были «Ворон» и другие фильмы, но настоящую славу Дживану принес «Гладиатор». Известнейший Ханс Циммер, автор музыки к фильмам «Человек дождя», «Скала», «Мадагаскар», «Миссия невыполнима-2» и еще трех десятков блокбастеров, оскароносец и обладатель «Золотого глобуса» и «Грэмми», решил, что в фильме Ридли Скотта «Гладиатор» обязательно должен звучать дудук Дживана Гаспаряна.

 

Циммер долго искал музыканта, а потом позвонил Гэбриэлу. «Я пошел к Хансу в студию, положив дудук в карман. А он даже не знал, что такое дудук, какой он – большой или маленький. Циммер включил музыку, – рассказывал потом Дживан, – я два раза послушал и сказал, что можно записывать». А потом Гаспарян начал импровизировать.

 

ДЖИВАН ГАСПАРЯН. Молитва варпетаКадр из к/ф «Гладиатор». Фильма,  сыгравшего ключевую роль в музыкальной биографии Дживана Гаспаряна

 

Он смотрел фильм и играл, и на звук его дудука сбежалась вся студия. Он играл сорок пять минут, а американская певица отвечала ему голосом. Как будто поговорили – потом оказалось, что отец девушки американец, а бабушка – армянка. И все эти сорок пять минут, сыгранные на одном дыхании, вошли в фильм. «Мы сделали красивую мелодию, – гордится теперь дядя Дживан, – и она получила “Золотой глобус”».

 

Не скрывает радости и композитор. «Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна, – делился с журналистами Ханс Циммер. – Я думаю, что он – один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память».

 

 «СОЛЬ». ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ПОД ЗВУКИ ДУДУКА

 

Сегодня в музыкальных чартах имя Дживана Гаспаряна стоит рядом с Мадонной и Бритни Спирс. Сухие строчки пресс-релизов читаются, как путеводитель от туристической фирмы Кука.Дживан с дудуком объехал весь свет, играл с крупнейшими музыкантами и оркестрами мира: с Венским симфоническим, Лондонским симфоническим, Бостонским, Лос-Анджелеским, с Российским национальным оркестром, с Валерием Гергиевым, Лайонелом Риччи, Стингом, Брайаном Мей, Борисом Гребенщиковым… С Майклом Бруком маэстро записал альбом Black Rock, который открыл его музыку поколению «пепси».

 

ДЖИВАН ГАСПАРЯН. Молитва варпета    

 

Гаспаряна слушали Джон Кеннеди и Леонид Брежнев, Вильям Сароян и Шарль Азнавур, Мстислав Ростропович и Арам Хачатурян. Мастеру нравится, как слушают японцы. «Играл в Токио три концерта, на третий сильный дождь пошел. А в летнем театре три тысячи мест и нет крыши. Выхожу в зал, он полный, и все сидят с зонтиками. Слушай, два часа сидели под зонтиками, я не представляю!» – в восторге рассказывал Дживан бесчисленным интервьюерам. Это воспоминание навсегда осталось с маэстро. Потряс его и концерт в Стамбуле – слушать армянский дудук собрались 30 тысяч человек. И это в Турции, где в начале прошлого века уничтожили полтора миллиона армян! «Тридцать тысяч турок грустили со мной», – гордится Дживан Гаспарян.
 

Как-то на приеме в Калифорнии к Дживану подошел глубокий старик. И рассказал, что в 1915 г. в Турции погибла вся его семья. По просьбе старого эмигранта музыкант сыграл на бис печальную песню «Дле яман». Старик слушал, прикрыв глаза. И не открыл их больше – старое сердце не выдержало воспоминаний. «Какой счастливый, – позавидовал бывший при этом писатель Уильям Сароян. – Это прекрасная смерть. Лично я хотел бы вот так умереть – под звуки дудука, под молитву».

 

«ЛЯ». ВОЗВРАЩЕНИЕ

 

 

ДЖИВАН ГАСПАРЯН. Молитва варпета ДЖИВАН ГАСПАРЯН. Молитва варпета ДЖИВАН ГАСПАРЯН. Молитва варпета

 

В новом веке Дживан Гаспарян триумфально вернулся на Родину. Прославленного за океаном маэстро встретили с распростертыми объятиями. В Ереване он собирал стадионы. И был зван в Москву. Живая легенда музыки снова появилась на сцене Большого театра – на этот раз в компании крупнейших музыкантов мира. В том же 2002 г. на международном фестивале WORLD MUSIC EXPO в Германии Дживан получил престижную премию «За заслуги перед музыкальным искусством».

 

Концерты, концерты… Москва, Санкт-Петербург, Ереван, Нью-Йорк, далее везде. В мире открытых границ легко ездить и играть. «Я сам не знаю, где живу. Где играю, там и живу. Но настоящий дом – в Ереване». Там у маэстро ученики – профессор Ереванской консерватории им. Комитаса ведет класс дудука.

 

Вторым домом профессор считает Россию. На все приглашения откликается немедля, без жалости отклоняя заморские концерты. Автора саундтреков к двум десяткам голливудских фильмов хотят теперь слушать Ростов и Ярославль, Сочи и Владивосток. Слава, отраженная зеркалом Голливуда, ярче засверкала на родных просторах. Но дядя Дживан не вникает в причины: он просто едет и дарит музыку. Всякому, кто принимает подарок.

 

 

«СИ». ОДНА ДУША НА ДВОИХ

 

«Понять и ощутить сполна, что же такое дудук, можно только хотя бы раз услышав его. А услышав, хочется рассказать непосвященным, что музыка дудука – это то, как поют горы или разговаривают деревья, как плачут старики или радуются дети, сражаются воины или играются свадьбы… Послушайте, и тогда вы сами почувствуете, что такое дудук», – советует маэстро Дживан. Впрочем, он не слишком любит слово «дудук»: дудук – это просто русское слово «дудка» на армянский манер. А дудкой что угодно можно назвать – хоть флейту, хоть гобой, хоть саксофон. Гораздо ближе сердцу мастера армянское название дудука – «циранапох». Что значит: «душа абрикосового дерева».

 

Такое странное, мистическое сближение: и сам абрикос по латыни называется Prunus armeniaca, т.е. «армянская слива». О дудуке упомянул армянский историк V в. Мовсес Хоренаци, а это значит, что ему не меньше полутора тысяч лет. Но многие уверяют, что больше: будто бы дудук-циранапох знали в государстве Урарту, что занимало территорию Армении за тысячелетие до нашей эры.

 

ДЖИВАН ГАСПАРЯН. Молитва варпета  

 

В XXI в. армянский дудук признали шедевром и включили в список Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Спасибо дяде Дживану – он вложил в дудук свою большую душу. И души людей благодарно откликнулись.

 

 

«ДО» СЛЕДУЮЩЕЙ ОКТАВЫ. НАВСЕГДА

 

 

Дживану не дашь его восьмидесяти с хвостиком. Подтянутый седовласый джентльмен полон сил и востребован, как дай Бог молодым: его график расписан на годы вперед. И прожитой жизнью варпет, по-армянски «мастер», Дживан Гаспарян доволен: «Я из тех счастливых людей, которым удалось ощутить зрительскую любовь при жизни, почувствовать, что меня ценят».

 

ДЖИВАН ГАСПАРЯН. Молитва варпета

Два Дживана, дед и внук

 

Дживан гордится тем, что прожил жизнь верно, оставил за собой доброе имя и славу и послужил во благо родине: «Мой дудук прославил мой народ и мою страну». И продолжает прославлять: варпет вырастил 70 учеников. Среди них Дживан-внук – это с ним теперь хочет работать знаменитый Ханс Циммер. Королю дудука Дживану-старшему есть кому оставить королевство. Варпет и дудук помолятся за нас.

 

Автор: Лора ЦИЦИАН

Фото из личного архива Дживана Гаспаряна

 

В Голливуде Дживана спросили:
– А какую музыку записывают у вас в Армении к фильмам?
– Обычную, симфоническую.
– Зачем?! У вас же есть такой уникальный инструмент – дудук!

 

 

Поделиться:
Комментариев: 2


Читайте также:






X
Авторизация Регистрация Востановление доступа