На днях в Москве назвали имена победителей VI Международного кинофестиваля "Русское зарубежье". Все работы, представленные на конкурс, были посвящены одной теме — русской эмиграции. Пронзительный фильм "И целой жизни стоит…" режиссера Вадима Цаликова был выделен жюри из 16 картин документального конкурса и удостоен специального приза жюри. Приз режиссеру вручал председатель жюри известный писатель и публицист, главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков.
Фестиваль "Русское зарубежье"проводится с 2007 года и представляет собой конкурсный показ игрового и документального кино, посвященного русской эмиграции. Это первый в истории российского фестивального движения кинофорум, посвященный трагедии российского изгнания и жизни русских за рубежом.
Фильм Вадима Цаликова, покоривший членов жюри, посвящен Наталье Дельво (по отцу Корецкой) - русской бельгийке. Ей семьдесят пять, она родилась и выросла в Брюсселе, но, будучи подданной Бельгии, всегда гордилась своими российскими корнями и представляясь, неизменно говорит: «Я – Наталья Корецкая».
|
Дочь русского эмигранта первой волны Петра Корецкого и голландки Мари де Фейтер, Наталья Петровна никогда прежде не была ни в России, ни в Украине, но всегда мечтала побывать на родине отца, в Днепропетровске. Она много лет вела активную переписку со своими родственниками. И недавно мечта Натальи сбылась: она познакомилась с родиной отца, с родственниками, которых никогда прежде не видела, но полюбила и приняла в свое сердце – как полюбила и приняла все, что связано с далекой Россией.
Мари де Фейтер, мама героини фильма Натальи Дельво-Корецкой.
- С семьей Дельво-Корецких я познакомился еще в начале 2011 года, в свою первую поездку в Бельгию, - рассказывает режиссер фильма Вадим Цаликов . - Уже тогда были сняты некоторые кадры будущей картины, которые вошли и в отдельный эпизод первого фильма "Офлонский роман", из моего франко-бельгийского цикл . Наталья, на самом деле, удивительный человек, сохранивший в своем большом доме в центре Брюсселя большой архивный материал, связанный с семейной историей. Наталья бережно хранит письма и чудом дошедшие до нашего времени документы, старые пожелтевшие фотографии и всю современную переписку с родственникам. Несколько лет назад она самостоятельно стала изучать русский язык и довольно здорово продвинулась в его постижении. Восхищение вызвала и ее мать Мари, которой на момент съемок было 103 года. В фильме она с юмором и особой теплотой вспоминает подробности своей нелегкой, но счастливой жизни с Петром Корецким. В картине, по жанру напоминающей документальную мелодраму, мне хотелось передать ощущение той щемящей грусти, которую несет собой уходящее поколение. Приятно, что мы смогли осуществить мечту Натальи Петровны и профинансировали ее поездку на родину отца в Днепропетровск. Встреча с двоюродным братом Владимиром, которого она никогда ранее не видела, знакомство с домом, где вырос ее отец, оставили у Натальи неизгладимые впечатления.
На вопрос почему его режиссерский выбор пал именно на тему русского зарубежья, Цаликов признается, что ответ в некоем созвучии с историей его собственной семьи:
- Так получилось, что брат моего деда Всеволода Цаликова и его дядя также эмигрировали во Францию после революции. И почти до 37 года они вели переписку с родственниками, оставшимися в России. Потом связь прервалась в силу понятных причин, связанных с тем временем. Я до сих пор не теряю надежду найти кого-нибудь их наших французских потомков. В 2003 –м году, в Париже, когда я снимал свой фильм "Сферы Виктора Митрошина", мне удалось буквально на полчаса оказаться на известном русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, и я, надеясь на чудо, просматривал надписи на надгробьях с надеждой, что мне повезет . Чуда не произошло, но я увидел большое количество осетинских фамилий офицеров и солдат, героев Первой мировой, оказавшихся на чужбине. Это ни с чем не сравнимое чувство печали и, в то же время, гордости за наших соотечественников. Я думаю, что обязательно вернусь к этой теме…"
Вадим Цаликов с оператором своих фильмов Владимиром Полянским (слева) и композитором Вадимом Буликовым (справа).
Дополним, что до Международного кинофестиваля "Русское зарубежье" фильм Цаликова "И целой жизни стоит…" уже завоевал своего зрителя. Премьера картины с успехом прошла в мае 2012 года в Российском центре науки и культуры в Брюсселе. На показе присутствовали героиня ленты Наталья Дельво (Корецкая) и члены ее семьи, в том числе и 103-летняя мама Мари. И они, и все присутствовавшие в зале тепло встретили картину.
"Вы очень многое открыли для нас в этом фильме, некоторые вещи, о которых мы не знали или уже стали забывать. Все это сделано очень трогательно и вызвало у нас сильные эмоции …", – благодарил режиссера сын Натальи – Пьер.
Советника по культуре Российского консульства в Брюсселе Валерия Рунова лента покорила, по его словам, «интересным рассказом и трепетным отношение к героям фильма».
Вадим Цаликов - кинорежиссёр, сценарист, художник.
Член Союза кинематографистов и Гильдии режиссеров России. Призер и участник более чем 40 отечественных и международных кинофестивалей. Член жюри документальных конкурсов МКФ.
Среди его картин фильмы-портреты выдающихся современников: Народного артиста России, руководителя легендарной цирковой труппы джигитов-наездников «Али-бек» Ирбека Кантемирова, («Прощай, Асуан»), Заслуженного деятеля искусств Маирбека Кантемирова, ("Гладиаторы нашего времени"), известного российского скульптора Виктора Митрошина, Президента Сирии Хафеза Асада, лётчика, Героя России Ивана Леонова и многих других. В 2004 году, для документального цикла «Русское кино. 20 век. Документы и свидетельства» режиссёр снимет одну из лучших картин о звезде русского немого кинематографа Вере Холодной — фильм «Прощальная краса».
Цаликов создал и целый ряд фильмов посвященных историческим событиям — малоизвестным страницам обороны Тулы и противостоянию танковой армии Гудериана в годы Великой Отечественной войны («Остановлен под Тулой»), созданию и развитию ракетных войск Стратегического назначения («Войска, рожденные двадцатым веком», "Умная"ракета над безумным миром", «Пуск»), становлению Индийского государства («Индия: вчера, сегодня, завтра»).
Отдельный цикл картин режиссера посвящен трагическим событиям на его родине в Северной Осетии : Бесланская трилогия «Граждане Беслана», «Отставной учитель», «Беслан. Надежда», а также событиям августа 2008 года в Южной Осетии: «Цхинвальская притча», «Цхинвал. Послесловие». Сценарист и режиссер московских киностудий «М»-Фильм"и «Совинфильм»
Фото: Олег Булдаков.
Федеральный познавательный журнал «Горец».
Для тех, кто любит высоту.