Люди СИМФОНИЯ ЖИЗНИ ВЕРОНИКИ ДУДАРОВОЙ
Вход Регистрация
Меню
Горец года 2019 Время голосовать
участвовать
Вход Регистрация


Увеличить/уменьшить шрифт
+A -a

СИМФОНИЯ ЖИЗНИ ВЕРОНИКИ ДУДАРОВОЙ

4 декабря 2016 | Автор: Анна БЕСТУЖЕВА
42499
4540
-

СИМФОНИЯ ЖИЗНИ ВЕРОНИКИ ДУДАРОВОЙ...Струнные смычковые, духовые, ударные. Более ста музыкантов, у каждого – своя партитура, своя задача, свое понимание музыки. Симфонический оркестр - сложнейшая система, организм, подобный человеческому.  И, чтобы добиться музыки, мало просто скоординировать между собой различные части этого организма. В него необходимо вдохнуть жизнь.

 

По количеству красочных эпитетов и смелых сравнений она, пожалуй, оставила позади абсолютное большинство своих коллег. «Огненный дирижер», «железная Вероника», «Чингисхан в юбке», «королева бисов» - все это о ней, Веронике Дударовой,  ярчайшей звезде симфонического дирижирования.

 

Первая в отечественной истории женщина-дирижёр, чье имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса: более пятидесяти лет непрерывных выступлений с большими симфоническими оркестрами  – этот  пример творческого долголетия остается уникальным до сих пор.

 

Легендарный мастер дирижерской палочки. О ней всегда говорили взахлеб, восторженно, потрясенно, в превосходных степенях. Она поражала не только исключительным профессионализмом, в ней было нечто большее – внутренний огонь, никогда не угасавший. Именно этим огнем она, как и положено демиургу, творила из хаоса звуков космос музыкального произведения.

 

«Я не помещаюсь на фортепиано!»

 

Для приемной комиссии факультета симфонического дирижирования Московской Консерватории эта абитуриентка стала абсолютной неожиданностью, полным шоком. Невысокая худенькая брюнетка решительно заявила о своем желании быть дирижером. На дворе – 1938 год; за столом – мэтры Лео Гинзбург и Николай Аносов. Им прекрасно известно: за всю историю существования профессии дирижера, женщин было всего две - Жанна Эврар и Надя Буланже. Это исключение, безусловно, лишь подтверждает незыблемое правило: дирижерство – прерогатива мужчин. Однако что-то есть в этой изящной и такой энергичной девушке с характерными кавказскими чертами лица – что-то, что заставляет их внимательнее присмотреться к будущей студентке.

 

Выпускница Ленинградского музыкального училища при ЛГК Вероника Дударова. 1937 год

Вероника Дударова, выпускница Ленинградского музыкального училища при ЛГК. 1937 год

 

Разумеется, одним из первых вопросов становится тот самый – почему? Почему выбран именно этот факультет? Почему, например, не фортепиано? Вероника Дударова отвечает совершенно откровенно: «Я не помещаюсь на фортепиано». И объясняет пораженным  экзаменаторам: она слышит музыку исключительно от оркестра. В идеале – от симфонического. Любимое произведение? «Аида» Верди. Как начинается «Аида»? Прозрачной звучности флейты и скрипки в верхнем регистре. Преподаватели переглядываются – и просят абитуриентку продемонстрировать свои умения.

 

Дуэт – пианино и виолончель; ноты - симфония Моцарта; дирижер – экзаменуемая Дударова. Девушка поднимает руки, несколько минут дирижирует. А потом... откладывает палочку. И объясняет приемной комиссии: музыканты играют поверхностно, не понимая сущности этой музыки. Много позже Вероника Дударова, народная артистка Советского Союза, чьим именем названа одна из малых планет Солнечной системы, признается: тогда ей было очень страшно – казалось, что мэтры ответят: да кто вы такая, как вы вообще беретесь судить?

 

Она вышла в коридор – мрачная, уверенная в собственном провале. Дирижер Григорий Столяров – тот, что готовил Дударову к поступлению – потребовал точного отчета: как именно прошел экзамен? Что она сделала, что сказала? Внимательно выслушав расстроенную ученицу, он твердо сказал ей: «Дирижером вы будете». И не ошибся.

 

Семья Дударовых: Елена Даниловна Тускаева и Асламбек Камбулатович Дударов, Вероника (1-я слева), Аматхан и Тамара




Семья Дударовых: Асламбек Камбулатович Дударов, Елена Даниловна Тускаева и дочери - Вероника (1-я слева), Аматхан и Тамара

 

Вероника Дударова родилась в 1916 году, в документах местом рождения значится: Российская империя, город Баку. Семья приехала из Осетии; отец, инженер Асламбек Дударов, получивший образование в Петербурге, был направлен на бакинские нефтяные промыслы.

 

Интересный нюанс: несколькими годами позже семья музыкантов Ростроповичей из Баку пройдет обратным путем – отправится в Осетию из Баку; будущий знаменитый виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович, рожденный в столице Азербайджана, окажется на исторической родине Дударовой – именно здесь, во Владикавказе, маленький Слава Ростропович начнет осваивать азы нотной грамоты.

 

В доме Дударовых в Баку самой большой ценностью была библиотека. Мать воспитывала трех дочерей так, как это было принято в аристократических семьях: иностранные языки, танцы, рисование, чтение и, конечно, музыка.

 

Результатом  такого образования стала полная поглощенность искусством маленькой Малексимы  – да-да, именно так звали девочку в детстве, имя Вероника она получит при крещении. Она любила театр и не пропускала ни одной премьеры, будь то гастроли в Баку знаменитой Галины Улановой или  спектакли МХАТа; она посещала выставки и вернисажи, хорошо разбиралась в живописи и архитектуре.

 

Вероника, Аматхан и Тамара Дударовы в детской балетной школе

<< Сестры Дударовы - Малексима-Вероника (в центре), Аматхан и Тамара в детской балетной школе

Страстью ее – не меньшей, чем музыка – были книги; причем, в любимого автора она словно ныряла с головой, забывая на короткое время всех остальных. Период увлечения Роменом Ролланом сменялся поклонением Эрнесту Хемингуэю, за Ремарком следовал Фейхтвангер. Но были и вечные, неизменно любимые: Пушкин, Шекспир, Чехов, Ахматова, Пастернак.

 

Именно эта редкая чувствительность к прекрасному впоследствии станет сущностью феномена Вероники Дударовой. Не случайно ее манеру дирижировать специалисты постоянно сравнивали то с живописью, то с литературой: «дирижер-поэт», «дирижер-художник», «Вероника Дударова сочетает наилучшие черты артиста, музыканта, скульптора и режиссера звуков».

        

Детство было счастливым, но уже в отрочестве пришли первые страшные испытания. В начале 30-х годов отец Вероники был репрессирован, две старшие сестры умерли. Чтобы спастись от неизбежного ареста, мать бежала к родственникам в Ленинград; здесь никто не знал о прошлом вдовы с маленькой дочерью. Чтобы затеряться, Елена Даниловна изменила дочери в документах место рождения – Баку на станицу Черноярскую в Осетии, откуда сама была родом, и имя отца. На фортепианное отделение музыкального училища при Ленинградской консерватории поступала уже Вероника Борисовна. В 1937-м девушка отправилась в Москву – поступать в Консерваторию.

 

Путь к пульту

 

Март 1986-го, Испания. Театралы, завсегдатаи музыкальных вечеров, музыковеды обсуждают только одно – гастроли симфонического оркестра из России. В Королевском театре в Мадриде «Болеро» Равеля бисируют целиком! А в Мурсии - трижды повторяют вальс Свиридова из «Метели», так что в конце вся публика встает и двигается в ритме вальса. Слово «триумф» и в Барселоне кажется слабым – оно не передает того неистовства, что демонстрирует публика по окончании  концертов. Дирижера – изящную хрупкую сеньору Дударову – встречают и провожают несмолкающими овациями.

 

Газета «Ван Гардиа» - солидное авторитетное издание – на этот раз изменяет привычному сдержанному и рассудительному тону; журналисты не скрывают восторга: «За пультом женский авторитет, сила и темперамент... Кисти ее рук настолько отзываются на музыку, что, кажется, она ими вычерчивает мелодическую линию. Наиболее ярко волевое начало дирижерской палочки Дударовой проявилось в симфонии Шостаковича».

 

...Знаменитую седьмую «Ленинградскую» симфонию Дмитрий Шостакович начал писать осенью 1941 года, в доме Бенуа на Каменностровском проспекте. В эти же страшные дни студентка третьего курса Московской консерватории Вероника Дударова отказалась ехать в эвакуацию. Здесь, в Москве, работает ее муж, Борис Вайнштейн, замначальника Главоборонстроя. Она останется рядом с ним.

 

Борис Вайнштейн и Вероника Дударова



Супруги Борис Вайнштейн и Вероника Дударова, выпускница Московской консерватории

 

Они познакомились незадолго до войны. Борис Вайнштейн — высокий элегантный красавец, интеллектуал, знаток классической музыки – мог завоевать любую женщину. Вот и Веронику, тогда еще пианистку, завоевал, отбив от всех поклонников, какие только были.

 

Они разойдутся спустя девять лет – так случится, и она плотно «закроет» за собой дверь в эту страницу жизни, никого не посвящая в причины разрыва. А потом вновь выйдет замуж и будет счастлива. С известным ученым Гавриилом Дебориным она проживет более 35 лет, до самой его смерти.

 

Но все это будет потом, а тогда, в военном 1941-м, она откажется ехать в эвакуацию, останется в прифронтовой Москве. Воздушные налеты, маленький ребенок, который родится через два года, проблемы со здоровьем – но  так живут все, это общее испытание, а значит, сдаваться нельзя. Вероника Дударова продолжает заниматься – одна, ведь студенты и профессора эвакуированы. Она вновь и вновь слушает музыку – симфонии, концерты, оратории, и все время представляет себе, как бы она дирижировала оркестром. Что могла бы сказать с помощью партитуры и дирижерской палочки.

 

В 1944 в Москву из эвакуации возвращается Центральный детский театр. Именно здесь Вероника Дударова дебютирует в качестве дирижера. Она все еще студентка Консерватории, оркестр совсем небольшой – тридцать музыкантов; да и роль его, с точки зрения руководства театра, далеко не первостепенная. Но Дударова считает иначе.

 Вероника Дударова с сыном

С сыном Мишей

 

Ей удается сделать музыку полноправным участником спектаклей. Впервые она руководит музыкантами – и понимает, что это получается, что она может и вдохновить, и организовать, и заставить, если необходимо. С первых дней работы Дударовой оркестранты – в том числе и те, кто старше дирижера по возрасту, и опытнее ее – безоговорочно доверяют ее музыкальному чутью. Она понимает любое произведение до самой его глубины, она в состоянии извлечь и обнажить таинственную сущность музыки – а значит, ни возраст, ни отсутствие «рабочего стажа» не имеют никакого значения.

 

Через год Вероника Дударова стала ассистенткой главного дирижера оперной студии московской консерватории. Эта работа требовала, прежде всего, универсальности: невозможно быть «просто дирижером» – ведь речь идет об опере. Дударова здесь и хормейстер, и педагог-вокалист, и режиссер музыкальной драмы. В 1945 году она дирижировала сложными масштабными произведениями: оперой Рахманинова «Алеко» и «Богемой» Пуччини. Спустя еще год случилась та встреча, что она ждала всю жизнь: встреча с большим симфоническим оркестром.

 

Ее бывший преподаватель, Николай Аносов, главный дирижер Московской областной филармонии попросил Дударову заменить его. Сослался на вызов в министерство: мол, приезжайте, становитесь за пульт, проведете репетицию вместо меня. Впервые Вероника Дударова дирижировала таким оркестром. Мечта маленькой девочки, которая двадцать лет назад закрывала глаза, слушая «Пиковую даму» и представляла себя там, в оркестровой яме, с волшебной дирижерской палочкой, наконец, осуществилась.

 

Еще через год в жизни Вероники Дударовой – на целых сорок три года – появится Московский государственный симфонический оркестр.

 

«Как же вы держитесь?»

 

Осень 1994 года. Северная Осетия – в ожидании грандиозного юбилея:  220-летия присоединения Осетии к России и 210-летия основания Владикавказа. Среди великих уроженцев Осетии, приглашенных для участия в торжествах, – Вероника Дударова. Репетиции праздничного концерта идут полным ходом.

 

До выступления оставались считанные дни – и вдруг ЧП: Дударова сломала ногу. Перенести концерт? Невозможно! Найти замену дирижеру? Абсолютно невозможно! Единственный выход нашла сама Вероника Дударова: пусть соорудят какую-нибудь подставку для загипсованной ноги. И вынесут ее вместе с пультом на сцену. А дальше – откроется занавес и она справится сама. Врачи пытались протестовать, объясняли: это будет очень больно, это ведь не пять минут потерпеть – и потом, кто знает, выдержит ли организм, все-таки Веронике Борисовне не тридцать и не сорок, а – далеко за семьдесят! Она прекратила дискуссию одним резким взмахом руки – и всем пришлось смириться. На четвертый день после перелома Вероника Дударова дирижировала оркестром на юбилейном концерте во Владикавказе.

 

А случай в Андорре? История, случившаяся с ней здесь в 1993-м, вошла во все энциклопедии. Во время одного из выступлений Дударова так увлеклась, что упала с пульта. И не вставая с пола, лёжа, улыбаясь, продолжила дирижировать, чтобы не создавать паузы, не помешать оркестру. Зал взорвался потом от восторга.

 

Сила духа. Твердость характера. Умение вести за собой – и подчинять, не подавляя. Эти качества традиционно приписывают почти исключительно мужчинам.  Стереотип – как и тот, что женщина не может быть дирижером. Едва ли не в каждом интервью Веронику Дударову спрашивали: как же вы смогли? Разве дирижер – не сугубо мужская профессия? Ее этот вопрос раздражал невероятно – но она отвечала. Исчерпывающе, тактично, вежливо: главное в любой профессии – это личность. Половая принадлежность не играет никакой роли.

 

Пожалуй, самый лучший ответ на этот гендерно-ориентированный вопрос дала жизнь. Вернее – та метаморфоза, что произошла в отношениях между Вероникой Дударовой и ее кумиром, легендарным дирижером Евгением Мравинским. Когда-то – Дударова только что окончила Консерваторию – Мравинский снисходительно сообщил ей: была бы ты мужчиной – взял бы к себе в оркестр. Спустя много лет тот же Мравинский с почтительным удивлением заметил: «Мне – и то музыканты ноги по колено отъели. Как же она держится?».

 

И действительно – как она держалась? В осетинском героическом эпосе «Нарты» есть удивительная героиня – Шата́на. Не было ей равных среди девушек по красоте, а слова ее были острее меча и прямее солнечных лучей. Мудрая наставница и хозяйка, мать для всего народа,  она в то же время могла надеть мужские доспехи – и сражаться, как воин.

 

Может быть, именно эти осетинские, горские корни Дударовой и давали силу ее крыльям? Не случайно президент Северной Осетии Александр Дзасохов называл ее «Вероника Аланская».

 

«Как она сумела?!»

 

Сорок три года - целую жизнь - провела Вероника Дударова с Московским симфоническим оркестром. Сначала вторым дирижером, потом дирижером, и почти 30 лет - его художественным руководителем и главным дирижером. Она сотворила его заново и подняла в ряд лучших оркестров Европы. В пору расцвета оркестр так и именовали – «дударовский». Сами оркестранты называли себя гордо "дударовцами", а своего худрука – «мамочка». Ради них она сломала не одно начальственное табу: помогала с пропиской, отсрочкой от армии и даже, когда не давали добро на гастроли, мелодично добивалась своего, пока и там не начинали играть под ее дирижерскую палочку.

 

Даже представить себе Московский симфонический без Дударовой было невозможно. Но  время внесло свои коррективы. Конец 80-х. «Перемен! Мы ждём перемен!» – пела вслед за Цоем вся страна, и в ожидании этих самых перемен низвергала кумиров.

 

Эпоха перестройки запомнилась, помимо прочего, многочисленными творческими «разводами». Большой театр после скандалов покинул легендарный Юрий Григорович, «Солисты Москвы» расстались с Юрием Башметом, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко – с Евгением Колобовым... Дударова ушла сама – как только поняла, что этот период в ее жизни подошел к концу. Переживала страшно. Кто нас больнее всего может ранить? Только те, кого мы очень любим. А музыка и оркестр были главной любовью ее жизни.

 

Казалось бы: она потеряла оркестр –  может, подумал бы другой, время уйти на покой, ведь и возраст подходит уже к 75? Дударова решила иначе. И совершила невероятное: в 1991 году, когда стране, живущей по талонам, было вообще не до искусства, не до культуры, она  создала  новый оркестр  – Симфонический оркестр России.

 

Как она сумела на голом месте, на фоне всего того, что происходит в стране, создать оркестр, заставить 110 человек играть одинаково, одинаковым звуком, атакой, штрихом, в одной манере?! Дударова смогла – набрать музыкантов, всех пригладить монаршей рукой и снова, и снова давать концерты (и какие!), наполнять залы. Теперь и этот ее оркестр стали называть  «дударовским». И следующие восемнадцать лет, до самой смерти, «огненная Вероника» будет вместе со своим оркестром – Государственным симфоническим оркестром России под управлением Вероники Дударовой.

 

 Леди без права стать железной

 

Рассказывали, что она может быть невероятно деспотичной. Передавали из уст в уста – «Чингисхан в юбке». Довольно долго по музыкальным столицам – Москве и Петербургу – ходила знаменитая «история тромбона». Тромбонист оркестра был невероятно талантлив – и так же не организован. Он допускал (слыхано ли?) опоздания на репетиции, что Дударова, конечно, терпеть не могла. А однажды и вовсе пришел нетрезвым. На ее строгое: «Что случилось?» — тромбонист начал рыдать: «У меня умерла жена!». Дударова говорит слова соболезнования, достает сумочку, вынимает деньги на похороны. Остальные музыканты тоже скидываются и вечером едут к нему домой  – передать деньги, помочь, поддержать. Каково же было их удивление, когда дверь им открыла «покойная супруга»!

 

Разумеется, на следующий же день  «вдовец» был уволен. Объявили конкурс – оркестру нужен был новый тромбонист. Лучшим среди всех оказался... недавно уволенный оркестрант, который вместе со своим тромбоном, на общих основаниях, пришел попытать счастья. Дударова приняла его на работу. А спустя еще месяц – опять уволила. Снова за опоздания. И после конкурса на замещение вакантной должности тромбониста – вновь приняла в оркестр. Как лучшего.

 

Ситуация повторялась несколько раз. Многие пожимали плечами: что за глупости, зачем увольнять хорошего музыканта, а после опять принимать его на ту же работу? Не проще ли закрыть глаза на его недостатки? Но вот парадокс: следование формальной логике, которое демонстрировала Дударова, как раз в этом случае обеспечило действительно высокий уровень самоотдачи музыканта. Тромбонист должен был оставаться лучшим. И он хорошо это понимал – тот первый раз, когда он не сможет подтвердить свой статус – станет для него последним.

 

Важнее музыки для Дударовой не существовало ничего. И как оценивали это окружающие, не слишком ее волновало. Она могла себе это позволить. Не случайно ее так часто сравнивали с Коко Шанель – она была такой же уверенной в себе, и так же смело ломала любые стереотипы. Заставив не один оркестр ходить по струнке, она оставалась леди без права стать железной.

 

 

... Вероника Дударова, Валерий Гергиев, Туган Сохиев, Тимур Зангиев, Хетаг Тедеев, Георгий Албегов В небольшой Осетии с удивительным постоянством появляются большие дирижеры. А есть еще «дирижер с косичками» Дана Муриева, ей всего 15. Эксперты уверены – у девочки-дирижера большие перспективы. Кто знает, может через несколько лет Россия и мир получат вторую Веронику Дударову?

 

СИМФОНИЯ ЖИЗНИ ВЕРОНИКИ ДУДАРОВОЙ  

Веронике Дударовой было девяносто, когда она – на собственном юбилейном концерте – дирижировала знаменитым «Болеро» Мориса Равеля. Произведение для многих странное, трудное именно для дирижирования: одна и та же музыкальная тема повторяется с невероятным упорством, но каждый раз в звучании все больше мощи, все больше глубины, с каждым кругом добавляется нечто новое.

 

Пожалуй, никто, кроме «огненного дирижера» не смог так интерпретировать эту поистине великую музыку. Ведь в жизни Дударовой тоже была одна главная тема, одна невероятно сильная страсть – и с каждым новым поворотом судьбы эта тема раскрывалась все более и более широко. Вероника Дударова словно подчинила жизнь собственному дирижерскому таланту, превратила ее в блестящую симфонию, за которой в течение полувека следил весь музыкальный мир.


Анна БЕСТУЖЕВА. Фото: личный архив Михаила Вайнштейна

© Федеральный познавательный журнал «Горец»

Для тех, кто любит высоту



Поделиться:
Комментариев: 0


Читайте также:






X
Авторизация Регистрация Востановление доступа